Фатеев Андрей Викторович, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 588 города Москвы, кандидат исторических наук. Фото: Фатеев А.В.
«Описание Эллады» Павсания единственное историко-антикварное произведение в жанре периэгезы (описания достопримечательностей), дошедшее до нашего времени практически в полном объеме. Автор дал удивительно полную картину состояния культуры в период так называемого Греческого возрождения II века нашей эры.
Изучение памятников античной Греции при помощи труда Павсания является многовековой традицией. «Он путешествовал по Греции с томиком Павсания, стремясь согласовать увиденное с описанным в этой книге», – пишут Л.П. Маринович и Г.А. Кошеленко о французском враче Ж. Споне, опубликовавшем в 1678 году книгу «Путешествие по Италии, Далмации, Греции и Леванту». Издание было иллюстрировано и пользовалось популярностью. В наше время фотография заменила карандашный рисунок. Данной статьей мне хотелось бы напомнить о замечательном источнике по истории и культуре Древней Греции, «Описании Эллады» Павсания, о событиях, связанных с отмеченными автором памятниками, показать их современное состояние при помощи фотографии. Мы пройдем по следам Павсания, не придерживаясь, правда, строго его маршрута, чтобы обеспечить себе свободу изложения имеющегося – далеко не полного – материала, и затронем наиболее известные из описанных им шедевров архитектуры. Изображения можно будет использовать как иллюстративный материал к урокам.
Как предполагают Э.Д. Фролов и Е.В.Никитюк, Павсаний был выходцем из Малой Азии, возможно, Магнесии-на-Герме, где родился между 110 и 115 гг. н.э. Греческая семья из числа муниципальной знати была обеспеченной, Павсаний получил прекрасное образование. В течение жизни он посетил важнейшие культурные центры: Пергам, Эфес, Смирну, Афины, Александрию, Рим, не говоря о малых и средних городах, где жил и общался с представителями социальной и интеллектуальной элиты.
Книга построена по географическому принципу: автор описывает одну за другой десять областей, названия которых стали разделами: «Аттика» (I), «Коринфика» (II), «Лаконика» (III), «Мессения» (IV), «Элида» (V и VI), «Ахайя» (VII), «Аркадия» (VIII), «Беотия» (IX), «Фокида» (X). Упоминание какого-либо памятника становится поводом для глубокого экскурса в историю, в котором сочетаются мифы и реальные факты. Большое место в отступлениях занимает характеристика исторических личностей. При описании местности автор воспроизводит естественно-научные знания своего времени.
Павсаний использовал огромное количество источников и художественных произведений. Он цитирует «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, сочинения Геродота, Фукидида, Ксенофонта, публикации менее известных сегодня авторов, «Воспоминания о деяниях», списки победителей олимпиад. Но главное, он опирается на личные наблюдения, на беседы с местными жителями. К информации автор относится критически, высказывает личную точку зрения, опираясь на литературу и здравый смысл.
У Павсания был серьезный мотив. По мнению Фролова и Никитюка, автор, отражая чувства греков, за счет обращения к великому прошлому прародины пытался получить духовную компенсацию за политическое унижение народа в эпоху Римской империи, обрести надежду на обновление нации.
«Описание Эллады» в античном мире было знакомо узкому кругу интеллектуалов. В византийские времена о нем вообще не вспоминали. Интерес к произведению пробудился в эпоху Возрождения. Первое печатное произведение появилось в начале XVI века в Венеции. В XIX и XX вв. книга неоднократно переиздавалась в Европе. Классическими считаются издания И.Беккера (1826-1827 гг.) и И.К.Х. Шубарта (1853-1854 гг.).
В России в конце XVIII века перевод сочинения был выполнен священником Иоанном Сидоровским и коллежским асессором Матвеем Пахомовым, которые допустили множество неточностей. Второе издание, директора Ревельской гимназии Г.А. Ячневецкого, появилось через сто лет. В нем были сделаны исправления, использован дополнительный материал из зарубежных изданий. Последним в ряду русских изданий стоит перевод С.П. Кондратьева, выполненный в 1938-1940 гг., которым мы и пользуемся сегодня.
В последние 50 лет к анализу работы Павсания обращались Э.Д.Фролов и Е.В. Никитюк в указанных выше статьях. На «Описание Эллады» – «наш основной источник по истории афинской архитектуры» – ссылаются К.М. Колобова[iv], Л.П. Маринович и Г.А. Кошеленко, ряд других авторов. Их произведения использованы при написании статьи.
Автор не случайно начинает свой рассказ с Аттики и Афин. Потеряв политический статус, Афины во II веке оставались центром просвещения, средоточием памятников культуры. Антонины, прежде всего император Адриан (117-138 гг.), были в восторге от греческой культуры, содействовали процветанию Афин. Об этом напоминает храм Зевса Олимпийского, долгострой античного мира, заложенный при Писистрате, открытый при Адриане – более 600 лет строительства! (фото 1а-г). Павсаний отмечает огромные размеры и дороговизну статуи Зевса, размещенной в храме, большое количество изображений императора перед колоннами (Павсаний. Книга I. Раздел XVIII. Пункт 6 и 8; Далее: Павс., I, XVIII, 6, 8). Сегодня между колоннами виден Акрополь. На пути к нему стоит арка Адриана (фото 2), разделявшая в свое время старые Афины и Афины римского периода.
«Пропилеи (фото 3) имеют крышу из белого камня и по красоте и величине камня до сих пор нет ничего лучшего (Павс., I, XХII, 4)», – так, несколько восторженно, с характеристики крытого входа начинает автор свой рассказ об архитектуре Акрополя. Павсаний рассмотрел картины, находившиеся в Пинакотеке слева от входа (Фото 4). «На тех, которым время не судило еще стать неузнаваемыми, изображены Диомед и Одиссей…Тут же картина, изображающая, как рядом с могилой Ахилла Поликсена готовится к закланию» (Павс., I, XХII,6 ). Он одобрительно отозвался о Гомере, который в «Илиаде» «пропустил это столь кровавое дело». Справа от лестницы Пропилей находится храм «бескрылой» Победы – Ники (фото 5). С этого места видно Эгейское море, и автор воспроизводит легенду о Тесее и Минотавре, царе Эгее (Павс., I, XХII,5 ). Интересно, что битву Тесея и Минотавра он называет «легендарной», а по поводу сущности Минотавра – то ли человек, то ли зверь – делает ироничное замечание: «но и в наше время женщины рождают еще более чудесные, чем он, существа» (Павс., I, XХIV,2 ).
Парфенону, памятнику дорийской архитектуры, Павсаний уделил три абзаца: описал восточный и западный фронтоны, статую Афины (Павс., I, XXIV,5-7) (Фото 6а-г). Напомним, что на восточном, главном, фронтоне воспроизводилась легенда о рождении Афины из головы Зевса. Западный фронтон иллюстрировал миф о споре Посейдона и Афины за обладание Аттикой. Судейская коллегия из числа богов рассудила, что дар Афины – олива – более ценен, чем посейдоновская морская вода.
Вкладом в искусство были метопы храма (фото 7а,б). Вдоль всех сторон были встроены 92 каменные плиты с изображениями битв богов с гигантами, греков с амазонками, лапифов с кентаврами, имевшими для греков символический смысл: победа света над тьмой, культурного народа над варварами-персами. На фризе, который располагался над вторым, внутренним рядом колонн, были изображены Великие панафинеи. Раз в четыре года афиняне участвовали в торжественном шествии на Акрополь для преподнесения богине нового одеяния – пеплоса, а также в посвященных ей спортивных и музыкальных соревнованиях. Панафинейские игры проходили на построенном Геродом Аттиком стадионе, увеличенную копию которого воспроизвели к Олимпийским играм 1896 года (фото 8).
Значительная часть фронтонов, фриза, метоп утрачена навсегда, другая часть находится в музеях Парижа, Лондона, Берлина. Министерство культуры Греции выпустило ролик, рассказывающий о разграблении сокровищ Парфенона и его трансформациях от античности до ХIХ века. В 2009 году в Афинах был построен сверхсовременный музей Акрополя (фото 9). Перед входом под стеклом пола и на открытом воздухе демонстрируются результаты археологических раскопок: остатки фундаментов, стен и колонн (фото 10а,б). Внутри стеклянной коробки – фотографировать там нельзя – воспроизведена модель Парфенона со всеми метопами. Второй этаж музея свободен: это молчаливый ответ оппонентам, которые не желают возвращать вывезенные из страны шедевры под предлогом отсутствия мест для хранения.
Здесь же находятся подлинные кариатиды Эрехтейона: музейщики опасаются за их «здоровье» в агрессивной городской среде. Эрехтейон, шедевр ионийской архитектуры, отмечает Колобова, имел сложную структуру: целлу Афины с портиком (фото 11а,б); святилища Эрехтея, легендарного первого басилевса Афин, Посейдона, Пандросы; портик Кор (кариатид); северный портик (фото 12). Портик кариатид (фото 13а-в), видимо, был проходом для аррефор, девочек-подростков, которые раз в год выполняли восходящий к ахейскому периоду ритуал культа плодородия – переносили тайные символы в специальное место под Акрополем. Павсаний не скрывал своего удивления и посвятил обычаю целый абзац (Павс., I, XXVII,4).
По преданию, на месте Эрехтейона разворачивался упомянутый выше спор Афины и Посейдона. Внутри храма греки бережно сохраняли «след» трезубца бога, а рядом с ним оливу. Павсаний сообщает, что олива, сожженная персами в 490 году до н.э., в тот же день дала росток в два локтя (Павс., I, XXVI,6; XXVII,2). Подобного рода легенды поддерживали дух народа, надежду на возрождение в тяжелейший исторический момент. Масличное дерево и сегодня растет на том же месте (фото 14).
На полпути от Пропилей к Эрехтейону находилась знаменитая статуя Афины работы Фидия: «Острие копья и султан этой Афины видны плывущим в Афины еще от (мыса – А.Ф.) Суния» (Павс., I, XXVIII,2). Но сегодня мы лишены возможности наблюдать эту красоту.
Зато с высоты Акрополя на расстоянии трех стадий (примерно 531 метр) в полуокружности мы сможем увидеть объекты, связанные с развитием афинской демократии и культуры. На северо-западе находится древняя агора с храмом Гефеста (фото 15а,б), средоточие торговой и общественно-политической жизни города. Павсаний обращает внимание на тот факт, что рядом с Гефестионом стоит статуя Афины с голубыми глазами: иллюстрация мифологического сюжета об Эрихтонии, родившегося из семени Гефеста и усыновленного Афиной (Павс., I, XIV,5).
На западе от Акрополя располагается знаменитая скала Ареопага (фото 16). Рядом со скалой Павсаний обнаружил корабль, который использовался во время празднования Панафиней (Павс.,I,XXVIII,5; XIX,1). В 462/461 г. до н.э. власть Ареопага, органа власти аристократии, заседавшего на скале, была ограничена реформой Эфиальта, а его функции переданы иным органам власти, прежде всего народному собранию. Отныне ареопагиты занимались только судом по уголовным и религиозным вопросам. Если перевести взгляд на несколько градусов южнее (т.е. левее), то со скалы Акрополя открывается вид на холм Пникс, место сбора народного собрания Афин – экклесии (фото 17а-в). На фотографии видна высеченная в скале трибуна, на которой выступал молодой политик Перикл, продолживший дело Эфиальта.
В 1687 году, во время осады венецианцами засевших на Акрополе турок, одна из батарей осаждавших находилась на Пниксе, другая в районе скалы Ареопага. 26 сентября из одного из этих мест прилетело ядро, разрушившее Парфенон, превращенный турками в пороховой склад.
Прямо под южной стеной скалы Акрополя располагался театр Диониса (фото 18а-в). Павсаний обратил внимание на изображения греческих трагиков Эсхила, Еврипида и Софокла. (Павс.,I,XXI,1-3). Театр использовался не только по прямому назначению: порой в его стенах заседала экклесия.
Рядом с театром Диониса находится еще один, построенный специально для музыкальных соревнований. Обветшавший Одеон Перикла в 161 году был заменен Одеоном Герода Аттика. Театр вмещал 5 тысяч зрителей и сочетал в себе черты греческой и римской архитектуры (фото 19а-б). Работает Одеон и сегодня: в ночь с 13 на 14 июля 2011 года, как раз в момент съемки Акрополя с холма Муз (фото 20), можно было наслаждаться музыкой С.В. Рахманинова и А. Дворжака в исполнении симфонического оркестра Большого театра России.
На холме Муз (фото 21а-в) находился храм, рядом с которым пел легендарный Мусей. В 114-116 гг. на нем «был выстроен памятник какому-то сирийцу» (Павс.,I,XXV,6). «Сириец» – Гай Юлий Антиох Филопапп, внук Антиоха IV, последнего царя Коммагены в Малой Азии, в 109 году был избран римским консулом и прославился благотворительностью в Афинах.
Наконец, замыкая полуокружность, на юго-востоке от Акрополя стоят развалины уже упомянутого храма Зевса Олимпийского (фото 22).
Дальнейший путь Павсания лежал через Коринфский перешеек в Пелопоннес. Книга «Коринфика» начинается с легенды о происхождении Коринфа и о его трагической судьбе. «Теперь из древних коринфян никто не заселяет Коринфа, – пишет автор, – там живут только поселенцы, отправленные туда римлянами. Причиною послужил Ахейский союз…» (Павс.,II,I,2). Победив объединенное войско греков, римляне в 146 году до н.э. разрушили Коринф – центр антиримского восстания и последний крупный торговый конкурент италийских городов. В этом же году был уничтожен Карфаген. Возрождение Коринфа началось только при Юлии Цезаре.
«В числе достойных упоминания остатков старины» Павсаний описывает расположенный с северо-северо-запада от агоры дорический храм Аполлона, с северо-запада Одеон и театр, а с запада – храм Октавии, сестры Августа. С другого конца агоры дорога вела в порт Лехей. Начиналась она с Пропилей, на которых стояли «позолоченные колесницы» Гелиоса и Фаэтона. Автора очень заинтересовал источник Пирены справа от Пропилей: «Источник украшен белым мрамором и вдоль по течению построены сооружения вроде пещер, из которых вода течет в водоем». За упомянутыми Павсанием арками-«пещерами» и сегодня течет источник. Упомянул и про храм Афродиты на вершине горы Акрокоринф, и про два священных участка Исиды: Исиды морской и Исиды египетской. К сказанному можно добавить факт: с трибуны на агоре Коринфа, совсем рядом с упомянутой Павсанием статуей Афины, в 52 году вел свои проповеди апостол Павел, озабоченный разногласиями внутри общины христиан, наличием пережитков язычества в их среде (Павс.,II,III,1-3,5,6; IV,7; 1-е коринфянам: 1,12; 6,7; 8,7) (Фото 23а-ж).
В «Коринфике» автор уделяет много места городу Эпидавру — всегреческой лечебнице. Его интересует происхождение и влияние бога Асклепия на культуру. Павсаний небезосновательно считает, что все праздники и храмы Асклепия в стране — филиалы Эпидавра (Павс.,II,XXVI,7). В храме Асклепия автор любовался хрисоэлефантинной – из золота и слоновой кости – статуей бога. При раскопках были обнаружены колонны дорического и коринфского ордера, статуи и барельефы Асклепия, стадион (фото 24а-д). С верхних мест театра в Эпидавре, который автор считает «особенно достойным осмотра», открывается замечательный вид на бывшую священную рощу, окружающие ее вершины гор: «Титтион (Соска), другая – Кинортион». Павсаний восхищен гением архитектора: «что же касается гармонии и красоты, то какой архитектор в достаточной степени и достойным образом мог бы соперничать с Поликлетом» (Павс.,II,XXVII,5) (фото 25).
Из-под шестиметрового слоя земли театр извлек в 1881 году греческий археолог П.Кавадиас. Недалеко от Эпидавра работал и знаменитый Г. Шлиман. В 1876 году, в перерыве между работами в Трое, он провел раскопки акрополя Микен (фото 26а-г), в 1884 году Тиринфа. Шлиман руководствовался указанием Павсания, который писал: «До сих пор все еще сохранились от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы. Говорят, что все эти сооружения являются работой киклопов…Тут могила Атрея, а также и могилы тех, которые вместе с Агамемноном вернулись из Илиона и которых Эгисф убил на пиру» (Павс.,II,XVI,4,5). Захоронения первых басилевсов Микен, принятых Шлиманом за погребения Агамемнона и его спутников, были раскопаны справа от Львиных ворот, в кольце диаметром тридцать метров, окруженном двумя рядами плит. На вершине акрополя был раскопан дворец. Тот факт, что среди находок были артефакты на 400 лет старше исследуемой эпохи, в том числе так называемая «маска Агамемнона», не уменьшает уважения к археологу: он положил начало изучению микенской цивилизации (фото 27а-ж). Не обошлось и без шлимановских чудачеств: в так называемой гробнице Атрея (фото 28а-б), расположенной на соседнем холме, Генрих и Софья Шлиман устроили обед в честь их поклонника бразильского императора Педро II.
«Творением киклопов» Павсаний считал и стену Тиринфа (Павс.,II, XXV,7). В городе Геракла Шлиман раскопал дворец и остатки акрополя, неизвестные автору «Описания Эллады» (фото 29).
Павсаний был убежден, что Микены были разрушены жителями Аргоса в 468 году до н.э. из зависти: микенские воины приняли-де участие в подвиге «лакедемонян», а аргивяне – нет (Павс.,II,XVI,4). Больше автор ничего не сообщает о событиях 480 года до н.э. в Фермопильском ущелье. Сегодня на месте гибели героев площадка (фото 30), а в 150 метрах, через шоссе, памятники царю Леониду, спартанцам (фото 31) и грекам иных полисов, прежде всего фиванцам и феспийцам, погибшим вместе с ними (фото 32). В древности берег моря находился на линии шоссе, а воды залива представляли собой стоячее болото, что мешало обойти греков с правого фланга (фото 33).
Зато Павсаний подробно, в пяти разделах последней книги «Фокида» (Павс.,X, XIX-XXIII), описывает войну с галатами, кельтами, которые в 279 году до н.э. под руководством вождя Бренна вторглись в Грецию. В войнах 480 и 279 гг. было несколько общих моментов: оборона Фермопильского ущелья небольшим отрядом греков; качественное превосходство греческих воинов; подавляющее численное превосходство врагов; варвары так и не смогли разгромить войско греков ударом «в лоб»; наличие предателя из числа местных жителей, который привел отряд врага в тыл обороняющимся. Но появились и новые моменты: действия флота и судьба заградительного отряда. Афиняне, пишет автор, «проплывши по полным грязи и тины заводям, которые образует море» подошли вплотную к берегу и поражали врагов метательными снарядами. Флот вывез оборонявшихся воинов. Варвары двинулись к Дельфам, где в святилище Аполлона скопились огромные богатства, но недалеко от города были разгромлены объединенным войском греков (Павс.,X, XXI,2; XXII,5).
В отличие от галатов, шедших к святилищу по горам, паломники прибывали морем, через порт Кирра, проходили 60 стадий (около 11 км – А.Ф.) по равнине мимо ипподрома, на котором разворачивались конные состязания во время Пифийских игр, а затем горной дорогой до Дельф (Павс.,X,XXXVII,4) (фото 34). Пройдя агору (фото 35), где они могли купить предметы культа, паломники входили в священный город. На его узких улочках находились храмы, многочисленные статуи богов, героев, картинная галерея Полигнота, военные трофеи. В сокровищницах размещались особо ценные дары полисов святилищу. Павсаний упоминает афинскую сокровищницу, реставрированную археологами в наше время (фото 36).
Пифия вещала в храме Аполлона. К сегодняшнему дню от него остался только фундамент и несколько колонн (фото 37а-г). При входе были начертаны изречения знаменитых греков: «Эти люди, придя в Дельфы, посвятили Аполлону свои знаменитые и всюду прославляемые изречения, вроде «Познай самого себя» и «Ничего через меру» (Павс.,X, XXIV,1). К опорной стене храма примыкала афинская стоя (крытая колоннада), построенная во время греко-персидских войн (Павс.,X, XI,5) (фото 38а,б). Рядом со стоей находился обломок скалы, на котором «пела свои пророчества» одна из первых прорицательниц – «женщина по имени Герофила, а по прозванию Сивилла» (Павс.,X, XII,1) (фото 39). Поднимаясь по священной дороге, Павсаний отметил театр (фото 40а,б) и стадион (Павс.,X,XXXII,1) (фото 41а-в) – на которых проходили музыкальные и спортивные соревнования Пифийских игр.
Дельфы были последним значимым объектом, описанным в книге Павсания. Ее текст обрывается, оставляя чувство досады от прерванного удовольствия. Одновременно возникает чувство благодарности к автору, который спустя тысячелетия донес до нас свое чувство любви к античной Греции и продемонстрировал пример добросовестности историка.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.