Преподавание истории в школе 2009
Указатель статей
Актуальная тема
Курс российской истории XX века
Аксютин Ю.В. «Большой террор»: девятая версия. № 1.
Алафаев А.А. Скрытые цели сталинских депортаций. № 1.
Бельский Э.Н. Вождь и элита: попытка визуализации отношений. № 1.
Гросул В.Я. Как создавался СССР. № 1.
Данилов А.А. Ответы на вопросы редакции журнала «Преподавание истории в школе». № 1.
Морозов А.Ю. Курс истории России ХХ века как система учебных задач. № 1.
Элективные курсы
Абдулаев Э.Н. Элективные курсы: нормативно-правовое регулирование и литература. № 2.
Гераскина Е.В. Элективный курс «Путешествие по магической спирали мифа». № 2.
Мостяева Л.В., Беляков А.В. Критерии экспертизы и формат программ элективных курсов. Примеры элективных курсов. № 2.
Смирнова М.Ю. «Ау, предки!» Опыт составления родословной. № 2.
Стрелова О.Ю. История границ – границы в истории человечества. № 2.
ЕГЭ по обществознанию
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: учительский опыт. № 3.
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания обществознания с учетом результатов ЕГЭ 2008 г. № 3.
Семенов В.В. Из опыта подготовки экспертов ЕГЭ по обществознанию в Московской области. № 3.
Воспитание на уроках обществознания и истории
Абдулаев Э.Н. Школьные учебники истории как инструмент гражданской социализации: зарубежный опыт. № 4.
Бутенко И.В. Конституционные права и свободы (интерактивное занятие в IX классе). № 4.
Гугнина О.В. Диалог добра и зла: реализация герменевтического метода. № 4.
Иоффе А.Н. Воспитание толерантности и уважения к культурному многообразию. № 4.
Кольчугин С.Е. Задания по теме «Обычаи, мораль и право» для старшей школы. № 4.
Крицкая Н.Ф., Подавалова И.В. Процесс формирования гражданственности на уроках истории и обществознания. № 4.
Крутова И.В. Формирование ценности толерантности на уроках истории и обществознания. № 4.
Пахомов В.П., Кобелева Т.И. Воспитательные эффекты социального проекта «Гражданин». № 4.
Государственная символика
Братусь Д.В. Политическая символика: проблема классификации. № 5.
Интернет-ресурсы по символике России и других стран. № 5.
Крицкая Н.Ф., Лосев С.А., Мостяева Л.В. Символы Российского государства (урок в IX–XI классах). № 5.
Наумов О.Н. Государственный герб России как проблема исторического знания. № 5.
Мотивация
Ершова О.Ю. Использование интерактивных приемов развития мотивации (на примере урока по эпохе Николая I). № 6.
Ивонина А.И. Обществознание: как ненужное сделать нужным? № 6.
Иоффе А.Н. Мотивация в обучении истории и обществознанию. № 6.
Кудрявцева Т.Ю. Индуктор в технологии педагогической мастерской как средство мотивации. № 6.
Ляпина Н.Н. Структурированная дискуссия и другие способы развития мотивации. № 6.
Эсаулова В.В. Мотивация учащихся в форме творческого зачета (на примере обобщающего занятия по реформам Петра I). № 6.
К 70-летию начала Второй мировой войны
Абдулаев Э.Н, Морозов А.Ю. Изучение темы «Вторая мировая война» в школьном курсе истории. № 7.
Вторая мировая война в Интернете. № 7.
Марк Блок о вступлении немецких войск в Ренн в 1940 г. № 7.
Невежин В.А. Вторая мировая война в новейшей российской историографии. № 7.
Хусаинов Р.Р. Международные отношения накануне Второй мировой войны (урок – ролевая игра в старшей школе). № 7.
Новые государственные стандарты
Трифонова Е.В. Недостающий камень в фундамент исторического образования. № 8.
Фундаментальное ядро содержания истории и обществознания (проект). № 8.
Межпредметные связи
Беренфельд Б.С. История с интеграцией. № 9.
Виноградова М.В., Лебедева В.А. Проектная деятельность учащихся Х класса на уроках истории и информатики. № 9.
Калуцкая Е.К. Интегрированные уроки по истории и праву как одно из средств преодоления правового нигилизма. № 9.
Крицкая Н.Ф., Петухова М.В. Межпредметные связи как способ формирования обществоведческих знаний. № 9.
ЕГЭ по истории
Е.Е. Вяземский. ЕГЭ–2009: достижения и проблемы. № 10.
Соловьев Я.В. Анализ результатов Единого государственного экзамена 2009 года по истории. № 10.
Фомин С.А. Схемы и задания по объединению русских земель вокруг Литвы и Москвы (XIV век) для подготовки к части С ЕГЭ. № 10.
История и обществоведение
Айрапетов А.Г. Американская и Французская революции XVIII века: современный взгляд. № 5.
Аникеев Т.Е. Русский бунт в историко-художественной литературе XIX века. № 5.
Аркин Н.О. Кто такие хасиды? № 6.
Базанов С.Н. Генерал Лавр Георгиевич Корнилов. № 10.
Барашев М.А. Добродетели и пороки домашних слуг русского дворянина второй половины XVIII – начала XIX века. № 10.
Баскаков В.И. Армия Великой французской революции. № 3.
Белов А.В. Историческая география: развитие городов и городская сеть в истории России. № 9.
Болтаевский А.А. Русские войска на чужбине в годы Первой мировой войны. № 4.
Болтенкова И.Н. Социальная природа обычая почитания старших у народов Северного Кавказа. № 6.
Валиахметова Г.Н. За кулисами «высокой» политики: борьба за нефть. № 6.
Волин А.Н. Политические системы как продукт взаимодействия личности, государства и общества. № 2.
Воронин В.Е. Либеральные и консервативные преобразования в сфере образования (конец 1850-х –1860-е годы). № 7.
Вяткин В.В. Три эпохи в диалоге государства и церкви. № 1.
Гаврилов А.Ю. Меньшевики в 1920-е годы о перспективах российской и мировой революций. № 7.
Галлямова А.Г. Заметки по изложению истории России ХХ века в федеральном учебнике. № 2.
Гвоздев И.А. Реклама в дореволюционной России. № 5.
Гущина М.Н. Детская беспризорность в РСФСР в 1917–1941 годы. № 7.
Дашдаваа Ч. История Монгольской империи в российской учебной литературе начала XXI века. № 3.
Дупате Х.И., Панин Е.Н. «Пятая колонна» гитлеровской Германии в Латвии в начале 1940-х годов. № 1.
Жиронкина Л.Н. Управление губернией в дореформенной России: теория и практика. № 5.
Золотухина Л.И. Продовольственная политика в период «военного коммунизма». № 6.
Кравцова E.С. Налоговая система России в конце XIX – начале ХХ века. № 5.
Кучерук И.В. Американский менталитет вчера и сегодня. № 8.
Македонский А.В. Общеобразовательный уровень начальствующего состава РККА в 1930-е годы. № 2.
Морова О.В. Исторический опыт местного самоуправления в Московском царстве. № 5.
Мусорина M.Л. Основные тенденции политического развития Ирака в 20–30-е годы XX века. № 3.
Наек Е.Л. Календарный вопрос в дореволюционной России. № 3.
Назипов И.И. Легитимность власти Улуса Джучи (Орды) над русскими землями. № 8.
Новиков И.А. Горный генерал Георг Вильгельм де Генин. № 10.
Овечкин П.А. Эсеры в русской армии накануне Первой мировой войны. № 2.
Осипов А.С. Развлечения англичан: и пьянство, и охота на лис… № 5.
Романова И.В. Иосифляне и «заволжские старцы». № 6.
Романова И.В. Церковь и формирование Российского государства. № 4.
Сайтанов С.В. «Речи бунтовщика» П.А. Кропоткина. № 3.
Соболев А.В. Декабристы в Сибири: кооперация в тюрьме и на каторге. № 9.
Стрелова О.Ю., Цыренова М.Г. Международный образовательный проект как способ формирования профессиональной компетентности учителя. № 3.
Стрелова О.Ю., Цыренова М.Г. Школьное историческое образование в современной Монголии. № 3.
Ходнев А.С. К 90-летию Версальского мира и создания Лиги Наций. № 6.
Шавлохова Е.С. Становление и эволюция авторитарного правления в самодержавной России. № 1.
Шарифжанов И.И. История России в британских школьных учебниках XXI века. № 2.
Яснитский Н.А. Что такое Просвещение: историографический обзор. № 4.
Методика
Алмаев Р.З. Система школьного образования СССР и западных стран в 1950–1960-е годы. № 4.
Байкова Г.В. Стихотворения по русской и мировой истории. № 2.
Борщева В.Н. Еще раз о школьных дебатах. № 3.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Словарь понятий и терминов исторического образования. № 1–3, 6, 8.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. А.И. Солженицын в школьном курсе отечественной истории. № 5.
Гончаров В.В. Формирование новой исторической памяти переселенцев через школьное историческое образование: польский опыт. № 8.
Динерштейн Е.Е. Проблема понимания учениками текста. № 5.
Жеравина А.М. Урок по теме «Политические партии» на базовом и профильном уровнях. № 5.
Закиров О.А. Использование в преподавании исторических фильмов сталинского времени. № 6.
Ивонина А.И. Структура современного урока права. № 3.
Идатчиков Н.Н. Политинформация как метод актуализации знаний на уроке истории. № 1.
Каракурчи Ю.В. Мультимедийные средства обучения на уроках истории. № 7.
Кожин Ю.А. Становление доктрины правового образования школьников в современной России. № 8.
Константинова Г.И. Познавательная деятельность учащихся при изучении гражданского права в XI классе. № 6.
Крицкая Н.Ф. Организация и проведение предметных олимпиад по истории в V–VIII классах. № 2.
Кудрявцева Т.Ю. Учебный суд «Типы правосудия в СССР в 1930-е годы и в Российской Федерации в начале XXI века». № 7.
Култашева Н.В., Новокрещенова Л.П. Некоторые приемы контроля на уроках истории. № 10.
Легко ли найти хорошего правителя? № 4.
Лукутин А.В. Эссе о коварности любви… № 8.
Морозов А.Ю. Курс истории России ХХ века как система учебных задач. № 1–5.
Найденова И.С. Современные стандарты обучения истории в школах США. № 5.
Новый исторический боевик – «Адвокат» (фильм основан на реальных событиях). № 2.
Петрович В.Г. Нет безликой истории. № 4.
Скотный двор – 2, или Дидактическая сказка про перестройку (немножко по Оруэллу). № 8.
Филатова С.Д. Устная история как ученический проект. № 9.
Фролова С.Л. Диагностика профессиональных идеалов. № 1.
Хрипков Н.А. Историческая путаница, или Работа над ошибками. № 6.
Чернобай Е.В. Формирование мотивации учителя истории к использованию средств ИКТ. № 9.
Шибанов А.В. День семьи вятского купца XIX века до и во время Пасхи (урок интеграции химии и истории). № 3.
Школа у зверей. № 3.
Эсеналиева И.Б.. Смутное время (интегрированный урок истории, литературы, музыки, изобразительного искусства в VII классе). № 10.
Ялышева Л.В. Организация деятельности школьного музея. № 10.
ЕГЭ
Артасов И.А. Работа с тестовыми заданиями закрытого типа. № 2.
Григоренко Т.Ф. Некоторые практические рекомендации при подготовке к ЕГЭ по обществознанию. № 4.
Мостяев Ю.Н. ЕГЭ по обществознанию: взгляд со стороны. № 1.
Федорова Е.В. Сценарий родительского собрания по проблеме подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. № 4.
Фомин С.А. Схемы и задания по истории Древней Руси для подготовки к части С ЕГЭ. № 7.
Фомин С.А. Схемы и задания по началу раздробленности и монголо-татарскому нашествию для подготовки к части С ЕГЭ. № 8.
Фомин С.А. Схемы и задания по нашествиям XIII века и монголо-татарскому игу для подготовки к части С ЕГЭ. № 9.
Фомин С.А. Схемы по истории: теоретический аспект. № 6.
Хлытина О.М. Задание ЕГЭ по истории России на анализ исторических версий и оценок. № 1.
Щенина О.Г. Элективный курс по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. № 5.
Сегодня в журнале – завтра на уроке
Гаврилина Ю.Г. Народные ополчения и выход из Смуты (урок групповой работы в VII классе). № 8.
Демичев А.А. Повседневность российских горожан второй половины XIX – начала ХХ века в дореволюционных анекдотах. № 7.
Калуцкая Е.К. Изучение избирательного права в старших классах: компоненты тематического модуля. № 4.
Камакин О.Н. Экономическая деятельность подростков (урок обществознания в VI классе). № 8.
Кололеева Е.В. Поэмы Гомера и религия древних греков (урок повторения и обобщения в V классе). № 8.
Мендубаев Р.М. Использование динамических схем на уроках истории России. № 2.
Митькин А.С. Реализация технологии дидактического цикла на уроке истории. № 1.
Петроченко С.В. Россия в XVIII веке (итоговое занятие в VIII классе в форме викторины). № 3.
Прокофьева П.Д. Что таится в черном ящике, или фокус творческого мышления (Практикум по творчеству для старшеклассников). № 6.
Цапина И.В. Викторина «Как на поле Куликовом…». № 10.
Труды молодых ученых
Болотов С.В. Русская православная церковь после войны. № 9.
Боярчук А.В. Изменения в сельском хозяйстве после отмены крепостного права в России. № 9.
Волобуева Т.О. Русский купеческий костюм второй половины XIX — начала ХХ века. № 10.
Гаврилов А.Ю. Меньшевистская эмиграция и переосмысление итогов российских революций первой четверти ХХ в. (к постановке проблемы). № 8.
Назарьева О.Е. Проблемы в народном образовании в начале ХХ века. № 8.
Никонов О.А. Русско-иранские отношения в XVIII веке. № 10.
Северинец П.А. Советская агитация в Прибалтийских республиках в 1940–1941 годах. № 8.
Соколов И.А. Чай в России. № 9.
Федорова Е.В. Об организации обучения пожилых людей. № 10.
Среди книг и журналов
Бондаренко Д.Я. Революция 1917 года и Гражданская война в современных украинских учебниках истории. № 10.
Васильева С.В. История старообрядчества в учебной литературе российской школы (критические заметки на актуальную тему). № 1.
Инновационное пособие по истории региона. № 10.
Новое качественное пособие по гражданскому образованию. № 8.
Новое о конкистадорах. № 2.
Школьный учебник истории и государственная политика. № 6.
Шокирующие будни американской школы? № 9.
ПИШ-информбюро
Аннотации. № 10.
К 300-летию Полтавской битвы. № 5.
Новости науки. № 1–10.
Общественно-педагогический форум в Санкт-Петербурге. № 5.
Пример безобразного рецензирования. № 7.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.