В июне 2009 г. были подведены первые итоги длительного этапа разработки и апробации государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. В развитии образовательной системы России начинается новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования. Естественно, у педагогов возникает ряд вопросов: чем новый стандарт общего образования отличается от действующего стандарта (федерального компонента ГОС), утвержденного Министерством образования РФ в 2004 г.? Каковы его функции в современной школе? Когда будет завершена разработка стандарта и начнется его внедрение в школьную жизнь? Что изменится в работе учителей-предметников, в том числе учителей истории, после утверждения нового образовательного стандарта? Попытаемся разобраться в этих проблемах.
Вопрос первый – формат, функции, сроки разработки и внедрения нового образовательного стандарта в общеобразовательные учреждения. В соответствии с федеральным законодательством новый образовательный стандарт представляет собой документ в объеме 30–40 страниц. В нем раскрываются основные подходы к структуре, функциям, порядку применения стандарта. Для реализации всех положений стандарта разрабатывается мощное нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение: базисный учебный план; фундаментальное ядро содержания общего образования; примерные программы по учебным предметам; программы формирования универсальных учебных действий, воспитания и социализация учащихся; система оценки учебных достижений учащихся и др.
В концепции определены основные функции образовательного стандарта. К числу основных функций стандарта следует отнести:
– функцию обеспечения права на полноценное образование. Она заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;
– функцию обеспечения единства образовательного пространства страны. Переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны сыграть стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных типов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового образования. Реальные учебные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень, не ниже задаваемого стандартом;
– функцию обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
– критериально-оценочную функцию. Она проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты стандарта включают требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;
– функцию повышения объективности оценивания. Реализация этой функции связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества образовательных результатов на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом[1].
На сайте «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт» (http://www.standart.edu.ru/) названы этапы разработки стандарта коллективом Российской Академии образования и его последующего внедрения[2]. На этом сайте размещаются также официальные материалы и комментарии к новому стандарту.
В настоящее время разработаны проекты компонентов нового стандарта. С нового 2009/2010 уч. года началась массовая апробация нового стандарта в начальной школе. В настоящее время уже опубликован пакет документов нового стандарта для начальной школы. Преподаватели истории во второй половине 2009 г. смогут познакомиться с проектами примерных программ по истории и обществознанию для основной школы.
Вопрос второй – отличие нового образовательного стандарта от действующего федерального компонента ГОС.
Начнем с целей и задач, решение которых должен обеспечить новый стандарт. Стандарт первого поколения (федеральный компонент ГОС), разработанный в соответствии со ст. 43 Конституции РФ, фактически представлял собой профессионально подготовленную «суперпрограмму» по всем учебным предметам[3]. Задачей стандарта первого поколения являлось, прежде всего, обеспечение нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях возникшего в начале 1990-х гг. многообразия образовательных систем, вариативного образования. ФК ГОС был призван способствовать сохранению единого образовательного пространства России. И в этом плане он выполнил свою миссию.
ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельность учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. Повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности человека. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные результаты. Стандарт второго поколения должен изменить ситуацию в системе образования. Разработчики ФГОС поставили перед собой задачу с помощью нового образовательного стандарта создать в России условия для становления нового образовательной системы. Новизна этой системы в том, что она должна быть ориентирована на формирование инновационной экономики. Таким образом, речь идет о разных целях и задачах стандартов первого и второго поколения.
Концепция разработки государственных образовательных стандартов второго поколения включает ряд принципиально новых стратегических целевых ориентиров. Образование является важнейшим, системообразующим ресурсом социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства. В начале ХХI в. важнейшим условием эффективности системы образования является способность гибко реагировать на запросы личности, изменение потребности экономики и нового общественного устройства. Именно в этом целевое отличие стандарта второго поколения, внедрение которого призвано обеспечить условия для достижения названных выше целей. Таким образом, образовательный стандарт – это инструмент построения в России открытого гражданского общества, развития инновационной экономики.
В основе стандарта второго поколения лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной форме реализует права человека и гражданина. Образовательный стандарт приобретает характер конвенциональной нормы. Подчеркнем, что с принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт является средством обеспечения планируемого уровня качества образования.
Разработка стандарта – это не ведомственная задача Министерства образования и науки РФ, а общенациональный приоритетный проект, достижение которого возможно при условии скоординированных действий всех заинтересованных субъектов.
Вопрос третий –- в чем выражается инновационный характер стандарта второго поколения?
Инновационный характер образовательного стандарта второго поколения обусловлен его целевыми, функциональными, структурно-содержательными компонентами. В соответствии с нормативной базой новый образовательный стандарт станет не только регулировать содержание образования и планируемые образовательные результаты, но и будет обеспечен гарантиями государства в отношении достижимости этих результатов в условиях определенной информационно-образовательной среды. В этом ресурсном подходе к проектированию и реализации стандарта выражается инновационный подход к его разработке и внедрению.
Новыми функциями стандарта являются:
– формирования российской (гражданской) идентичности;
– гуманизация образования и всей школьной деятельности;
– обеспечение гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов образования;
– обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования.
Инновационный характер нового стандарта можно выразить следующими концептуальными тезисами:
– определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования;
– ориентация на развитие вариативности образования;
– системно-деятельностный подход как общепедагогическая основа определения требований к результатам образования (цель образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности);
– определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра;
– восстановление роли воспитания в системе образования как важнейшей составной части и личностного результата освоения стандартов;
– новая система организации образовательного процесса посредством разработки новой структуры базисного образовательного плана, внедрения здоровьесберегающих технологий, формирования открытой информационно-образовательной среды и т. д.
Впервые в России образовательные стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны (новая редакция ст. 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты» Закона «Об образовании»)[4], а не как требования к предметному содержанию образования. Подчеркнем, в федеральном компоненте ГОС 2004 г. сформулированы требования к освоению содержания учебных предметов. В ФК ГОС по истории (2004 г.) сказано: «Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне образования»[5].
Стандарт второго поколения впервые рассматривается как целостная система, призванная обеспечить системные изменения всей деятельности образовательного учреждения (своеобразная конституция школьной жизни).
Основой внедрения стандартов в реальную жизнь школы должна стать новая организационно-экономическая модель образования, призванная обеспечить эффективность этой системы.
Обобщая сказанное выше, подчеркнем, что стандарт второго поколения:
– является инструментом обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании;
– инструментом формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации;
– инструментом реализации государственной политики в сфере образования.
Вопрос четвертый –— структура и компоненты стандарта второго поколения. В прежней редакции закона РФ «Об образовании» под образовательным стандартом понимали обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Ответственность за выполнение стандарта возлагалась на самих учащихся, а фактически на учащихся и педагогов.
В федеральном компоненте ГОС представлены цели изучения предмета; обязательный минимум содержания основных образовательных программ по предмету (по истории, обществознанию и др.); требования к уровню подготовки выпускников по учебному предмету. Таким образом, ФК ГОС закреплял требования к овладению содержанием учебных предметов.
В соответствии с новой редакцией Закона РФ «Об образовании» в стандарте второго поколения представлены три группы требований:
– требования к структуре основных общеобразовательных программ;
– требования к результатам освоения основных образовательных программ;
– требования к условиям реализации основных образовательных программ.
Раскроем содержание этих требований.
Требования к структуре основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности организационно-педагогических условий реализации образовательного процесса. Они включают указания на состав образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования, рамочное описание их базовых компонентов, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Требования к структуре основных общеобразовательных программ являются основой для разработки (1) примерных основных образовательных программ и (2) образовательных программ учреждений общего образования, регламентирующих содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса.
В п. 6 ст. 9 новой редакции Закона РФ «Об образовании» устанавливается, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Требования к структуре основных образовательных программ показывает схема[6].
Требования к результатам освоения основных образовательных программ представляют собой описания целевых установок общего образования, выделенных на основе согласования потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Они характеризуют планируемые результаты общего образования, определяют их основную направленность, особенности формата и содержания. Этот компонент нового стандарта наиболее значим для учителя в повседневной педагогической деятельности. Требования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты образовательной деятельности. Если в прежнем стандарте под образовательными имелись в виду только предметные результаты, то в новом стандарте рассматриваются личностные результаты, определяющие мотивацию, направленность деятельности человека.
Требования к условиям реализации основных образовательных программ представляют собой интегральное описание совокупности условий (кадровых, финансовых, материально-технических, гигиенических и др.), необходимых для обеспечения реализации основных образовательных программ, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения системы общего образования. Требования включают нормативные, инструктивно-методические и рекомендательные документы, конкретизирующие и дополняющие ведущие компоненты стандарта, образуют систему нормативного, инструментального, технологического и информационно-методического сопровождения стандарта.
Инновационный характер требований к условиям реализации основных образовательных программ выражается в систематизации всего поля условий, необходимых для реализации основных образовательных программ. Перечень требований включает следующие направления:
– требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных общеобразовательных программ;
– систему гигиенических требований к условиям реализации общеобразовательных программ;
– требования к программам профессионального педагогического образования, соответствующим государственным стандартам общего образования второго поколения, и результатам их освоения;
– процедуру оценки выполнения требований стандарта к ресурсному обеспечению образовательного процесса в школе;
– методологию и методику оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений и гигиенической экспертизы образовательных технологий.
Вопрос пятый – инновационный характер требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ.
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетенций выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными и государственными потребностями. Формулировка этих требований с разделением на предметные, метапредметные и личностные результаты образовательной деятельности отражает инновационный характер нового стандарта.
Предметные результаты выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Предметные результаты представляют собой усвоенные учащимися при изучении учебного предмета (истории, обществознания и др.) знания, умения, навыки, а также специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфические для изучаемой области знаний.
Метапредметные (компетентностные) результаты представляют собой освоенные учащимися на базе всех или нескольких учебных предметов обобщенные, универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Личностные результаты – это сформировавшиеся в образовательном процессе ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Это система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ представлены с разной степенью детализации в самом стандарте и в программно-методических документах, обеспечивающих его реализацию в образовательном процессе.
Образовательные стандарты первого поколения были ориентированы в основном на определение уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений конкретного школьника.
Стандарты второго поколения имеет два основных назначения.
Во-первых, стандарты второго поколения предусматривают, прежде всего, определение ориентиров развития системы образования, ожидаемые государством, обществом, личностью результаты образования. Во-вторых, стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния и тенденций развития общероссийской, региональной и муниципальной систем образования, а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ. В этом отношении стандарт выполняет функцию, близкую ЕГЭ.
В новом стандарте требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ рассматриваются как многоуровневая многоаспектная система, включающая:
– обязательное основание (нормативная база) для организации и осуществления образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, в том числе для организации системы текущего и промежуточного оценивания учащихся, организации системы оценки учебных достижений школьников;
– ориентир для разработки программ, учебно-методических и дидактических материалов, при подготовке и переподготовке педагогических кадров, при оказании информационно-методической поддержки их деятельности, для деятельности других инфраструктур, осуществляющих поддержку образовательного процесса;
– основа для нормирования и экспертизы условий осуществления образовательного процесса как обеспечивающих достижение планируемых результатов образования;
– основа для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования, для разработки процедур, материалов и формата итоговой аттестации;
– основа для итоговой аттестации работников системы общего образования;
– основа для аккредитации учреждений общего образования;
– критериальная база оценки состояния и тенденций развития системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Вопрос шестой – особенности системы оценки планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ.
Итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и полного среднего образования должна включать выявление предметных, метапредметных и личностных результатов образования. В концепции нового стандарта определяются способы оценки требований, подлежащих проверке и не подлежащих формализованному итоговому контролю.
Описание названных групп образовательных результатов предполагает использование различных форм и способов их представления, а оценка достижения требований стандарта – адекватных им процедур и методов измерений. Эти формы описания и процедуры оценки отражают весь арсенал средств современной педагогики и педагогической психологии, а также зависят от назначения оценочных процедур.
Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на оценку состояния и тенденций развития системы образования, является базой для разработки программ развития образования, принятия различных управленческих решений.
Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на индивидуальную оценку учебных достижений школьника, станет основой для определения условий выдачи документов о достигнутых уровнях образования.
К результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов (в том числе истории, обществознания и др.), относится способность к решению учебно-практических задач на основании:
— системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
— умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности;
— коммуникативных и информационных умений;
— умения оценивать объекты окружающей действительности
с определенных позиций.
Вот критерии оценки результатов, подлежащих проверки и аттестации:
— научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
— умения учебно-познавательной, исследовательской,
практической деятельности, обобщенные способы
деятельности;
— коммуникативные и информационные умения;
— умение оценивать объекты окружающей
действительности с определенных позиций;
— способность к контролю и самоконтролю;
— способность к творческому решению учебных и
практических задач.
Эти результаты проверяются и выявляются с помощью специальных процедур, включающих:
— контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования);
— представление выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности.
К результатам, которые не подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, относятся;
— ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
— характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
— индивидуальные психологические характеристики личности.
Оценка этих и иных результатов образовательной деятельности (в том числе – поддержание и укрепление здоровья обучающихся) ведется в ходе не персонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ.
Вопрос седьмой – нормативное сопровождение требований к структуре основных общеобразовательных программ и результатам их освоения. В качестве сопровождения стандарта создаются документы, рассчитанные на разные категории пользователей. Назовем их и раскроем специфику этих документов:
– основные общеобразовательные программы;
– фундаментальное ядро содержания общего образования;
– базисный образовательный план;
– примерные программы по учебным предметам;
– основные общеобразовательные программы;
– система оценки достижений требований стандарта.
Нормативное сопровождение требований к структуре основных общеобразовательных программ и результатам их освоения показывает соответствующая схема[7].
Основные общеобразовательные программы делятся на три группы: начального, основного и среднего (полного) общего образования. Проекты примерных основных общеобразовательных программ, представляющие собой интегрированные документы, подготовлены. Основная общеобразовательная программа состоит из нескольких компонентов: пояснительной записки, характеристики целей образования для данной ступени общего образования (начального, основного, среднего (полного)), базисного учебного (образовательного) плана; фундаментального ядра содержания образования; примерных программ по отдельным учебным предметам; программы формирования универсальных учебных действий; рекомендаций по оценке учебных достижений учащихся; программы воспитания и социализации.
Школы могут включать в образовательные программы дополнительные компоненты, которые отражают интересы регионов, потребности личности, образовательного учреждения. Освоение или не освоение этих программ и будет основой для получения документа об образовании.
Структура примерных программ по учебным предметам показывает соответствующая иллюстрация[8].
Основным отличием примерной программы по учебному предмету, разработанной в рамках нового образовательного стандарта, от примерных программ первого поколения, является их методическая и технологическая оснащенность. В программе определяются цели образования; личностные, метапредметные и предметные результаты; структура курса и последовательность предъявления материала; основное содержание; варианты тематического планирования; рекомендации по оцениванию, рекомендации по внеурочной деятельности, рекомендации по оснащению и методической литературе.
Важной частью основной общеобразовательной программы является Базисный учебный (или образовательный) план. Главное отличие нового плана – появление в нем в качестве обязательного компонента внеурочной деятельности. Причем объем времени на этот компонент составляет в среднем 10 часов в неделю в каждом классе.
Образовательный план состоит из инвариантной и вариативной частей. В инвариантной части определены: максимально допустимый объем аудиторной учебной нагрузки; общий объем нагрузки, которая будет финансироваться из бюджета; состав учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам и годам обучения. В вариативной части базисного учебного плана, которая регламентирует количество часов, отводимых на обеспечение интересов и запросов учащихся, предусмотрен раздел «Внеурочная деятельность». Инвариантная часть базисного учебного плана в начальной и основной школе составляет примерно 65 %, а на вариативную часть отводится 35 %. В старшей школе соотношение иное: инвариантная часть составляет около 35 %, а вариативная – 65 %.
Одной из составных частей основных общеобразовательных программ является Фундаментальное ядро содержания общего образования. В нем фиксируются основополагающие элементы научного знания, а также универсальные учебные действия. В настоящее время фундаментальное ядро содержания общего образования разработано по русскому и иностранным языкам, литературе, географии, истории, обществознанию, математике, физике, химии и биологии. Фундаментальное ядро содержит в себе определенный понятийный аппарат, на основе которого формируется научная картина мира, научное мировоззрение, ценностные ориентиры и т. д., и обобщенные способы познавательной и практической деятельности.
К разработке фундаментального ядра содержания образования были привлечены ведущие ученые РАН, которые создали документ стратегического характера. В этом документе предпринята попытка определить и зафиксировать основополагающие элементы научного знания методологического, систематизирующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, общенаучные и частные методы познания, составляющие контур содержания общего образования применительно к каждой отрасли научного знания.
На основе этих элементов разрабатываются примерные программы по отдельным школьным предметам. И в этом принципиальное отличие фундаментального ядра от обязательного минимума содержания образования. Инновационный характер фундаментального ядра обусловлен также и тем, что он включает систему общих (универсальных) учебных действий, на формирование которых направлен образовательный процесс.
Овладение универсальными учебными действиями позволяет школьникам усваивать необходимые понятия и формировать умения решать учебные и практические задачи. В соответствии с идеологией стандарта второго поколения школьник должен освоить определенное количество фундаментальных умений, которые позволяют ориентироваться в содержательном поле, а не сводить фундаментальное ядро к темам, которые нужно изучать. Таким образом, фундаментальное ядро включает в себя не только содержательные компоненты, но и набор обобщенных познавательных умений.
Программа формирования универсальных учебных действий подразумевает обобщенные способы действий, способствующие широкой ориентации учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются при изучении отдельного учебного предмета и всей совокупности учебных предметов.
Их описание, рекомендации по формированию содержатся в особом документе – примерной программе формирования универсальных учебных действий, носящей рекомендательный характер и имеющей стратегическое значение. Изучив ее, каждый учитель может понять, какой вклад вносит его предмет в формирование универсальных учебных действий. В программе они прописаны, структурированы. Значимость формирования универсальных учебных действий в контексте мирового опыта понятна, но результаты российской системы общего образования в этой области пока еще неэффективны.
Об этом, в частности, свидетельствуют результаты последних международных исследований TIMSS и PISA. Они показали, что российские школьники на высоком теоретическом уровне овладевают предметными умениями, тогда как формирование общеучебных умений заметно отстает от стран с развитыми системами образования.
Программа формирования универсальных учебных действий создана с тем, чтобы объединить усилия всех педагогов, всего педагогического коллектива при изучении всех учебных предметов. Универсальные учебные действия не формируются вне предметного содержания. Восприняв эту программу, учитель каждого предмета на конкретном содержании может реализовать эти рекомендации с учетом специфики предмета.
Принципиально новым документом является примерная Программа воспитания и социализации учащихся. Такая программа разработана для начального и основного образования. В ней все виды внеурочной деятельности сгруппированы в шесть направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, патриотическое направления, а также общественно-полезная и проектная деятельность. В этой программе направления сознательно пересекаются и частично перекрывают друг друга. Они сохранятся и будут представлены и в программе для старшей школы. Программа воспитания и социализации учащихся по своей новизне, концептуальной значимости является одним из важнейших для педагогов документов. Она открывает педагогам важнейшее направление гражданско-патриотической деятельности, которая раньше системно никак не описывалась и не оплачивалась из бюджета.
Новый стандарт предлагает возможность иного подхода к планированию учебного времени. Не обязательно первую половину дня будут занимать только аудиторные занятия, а вторую – внеучебная деятельность. Школа должна стать более вариативной, разнообразной. Педагогический коллектив может и должен лучше учитывать специфику, особенности своего региона, местоположения своей школы. Все это позволит педагогам, и учащимся, привлекая родителей, заинтересованную общественность совместно организовать результативный образовательный процесс, эффективную школу. Важнейшим критерием ее эффективности является способность сформировать у школьников желание, готовность и умение учиться.
Дополнительные источники и литература
Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов // Постановление Правительства Российской Федерации № 142 от 24 февраля 2009 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Макет. М., 2007.
Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М., 2009.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. М., 2008.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. М., 2008.
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся // Примерные программы начального общего образования. В 2-х ч. М., 2008.
Александр Кузнецов: «Степень свободы школы не должна быть критической»: На вопросы о некоторых концептуальных подходах разработчиков проекта федеральных государственных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения отвечает вице-президент Российской академии образования Александр Кузнецов // http://www.vestnik.edu.ru/kuznezov.html
Академик РАО Александр Кузнецов: стандарт – это общественный договор. 01.07.2009 // http://www.standart.edu.ru/
Презентация «О разработке Российской академией образования федеральных государственных образовательных стандартов». Авторы: Президент РАО Н.Д. Никандров, вице-президент РАН В.В. Козлов, вице-президент РАО А.А. Кузнецов, член-корр. РАО А.М. Кондаков, академик РАО М.В. Рыжаков, В.Р. Кучма (РАМН), академик РАО В.Д. Шадриков // http://www.standart.edu.ru/
Ключевые слова: образование, государство, новый, стандарт, изменения.
Keywords: education, state, new, standard, changes.
Примечания
[1] Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М., 2008. С. 13–14.
[2] Сайт «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт» // http://www.standart.edu.ru/.
[3] См.: Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М., 2004.
[4] В редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ.
[5] Сборник нормативных документов. История. С. 9.
[6] http://www.standart.edu.ru/
[7] Там же.
[8] Там же.
Посмотрела предлагаемые стандарты образования по всем предметам для основной школы и пришла в ужас. На мой взгляд, ученые, которые составляли стандарты по своему предмету, делали это изолировано друг от друга. И о выделении универсальных понятий и умений даже речи не велось. И не нашлось человека, чтобы объединил их, выписал на один «лист» Требования к уровню знаний и умений по всем предметам. Если их проанализировать, то нормальному человеку станет плохо. Эти требования не согласованы, их много, а рассчитаны они на самый, с точки зрения психологии, опасный подростковый возраст. Почти по всем предметам закладываются теоретические основы в сжатом виде, так называемое фундаментальное ядро. Никто из ученых, экспертов, пропустивших это, не задумался о том, к какой перегрузке учащихся это приведет и надо ли в таком объеме это знать и уметь каждому ученику. Умение читать, анализировать прочитанное и писать – это найпервейшие функциональные навыки, которые человеку нужены всю жизнь. Оканчивая 9 класс, многие школьники не умеют читать и анализировать прочитанное, а мы ему изо дня в день новые понятия и умения по физике, по химии, по биологии и т.д. (это требует фундаментальное ядро) Да научите вы учащегося в этом возрасте читать и писать, уметь анализировать прочитанное. Придет время и если ему понадобятся знания о чем-то или о ком-то, у него есть способ, он найдет это в книге, в словаре, в инструкции и т. д. Да, есть учащиеся, которые возьмут стандарт. Но каким трудом. Это репетиторство. Это уже никаких секций, только ежедневный, упорный ученический труд(10-14 час.). На мой взгляд, образование с такими стандартами, заведомо приводит к нездоровью детей, учителей и общества в целом.
Да, Анастасия, во многом с Вами согласен… Впрочем, стандарт дорабатывается, и как раз в направлении выделения универсальных умений.
Как обычно — теоетики написали, практики расхлебывают. Но оно и неудивительно. Ведь кто создает стандарты? Тот, кто не смог добиться нужных результатов на учительском поприще.
А у нас в России всегда так — сначала вводят, а потом приходят к выводу, зарубежом же сначала проводят исследования, а потом вводят. Умом Россию не понять…