Контент


О.Н. Шапарина. Государственная политика в области исторического образования в России в 1901-1917 годах

Российская система образования в начале XX в. подвергалась мощному воздействию политической и социально-экономической ситуации в стране. Известный историк Н.И. Кареев в работе «Прожитое и пережитое» писал, что в 1905 и 1906 гг. политика вторглась во все сферы жизни — даже в студенческих комиссиях по заведованию столовыми члены должны были быть от всех партий, «как будто в составлении меню обедов могли проводиться принципы эсдеков, эсеров, кадетов и т. п.». Свои партийные митинги устраивали не только студенты, но и ученики гимназий.

Сложная внутриполитическая обстановка в стране поднимала перед правительством вопрос о реформе образования. Один из лидеров правых кадетов А.С. Изгоев в работе «Об интеллигентной молодежи» отмечал, что школа занимала второе место в жизни интеллигентного ребенка после семьи, однако ее влияние на миросозерцание учащихся было отрицательным. Вина за дискредитирование школы, — отмечал Изгоев, — лежит на «Министерстве народного просвещения, которое с 1871 года безо всяких оговорок поставило своей целью сделать из гимназий политическое орудие».

Очередному вновь вступавшему на свой пост министру в императорских рескриптах указывалось, какую политику он должен проводить. Например, в Высочайшем рескрипте, данном на имя управляющего министерством народного просвещения Г.Э. Зенгера, говорилось, что император прежде всего подтверждает свои требования, чтобы «в школе с образованием юношества соединялись воспитание его в духе веры, преданности Престолу и Отечеству и уважение к семье, а также забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине». С целью укрепления религиозного самосознания, дисциплины, верноподданнического духа вводился и курс истории в первые классы гимназии. У многих молодых людей такое прямолинейное воздействие вызывало отторжение.

Реформы в области средней школы можно условно разделить на несколько этапов: 1) 1901- 1907 гг.; 2) 1908-1914 гг.; 3) 1915-1917 гг.

1901 1907 гг. П.С. Ванновский (занимал пост министра народного просвещения с 24 марта 1901 г. по 11 апреля 1902 г.) в своем проекте реформирования намечал единый тип средней школы с семилетним обучением. I и II классы этой школы должны были вполне соответствовать полному курсу начальной школы. С IV по VII классы должны были изучаться Закон Божий, русский язык, логика, литература (русская и всеобщая), законоведение, отечествоведение, французский и немецкий языки, математика, физика, космография, история (русская и всеобщая), география и естествознание. Этот проект предусматривал введение элементарного курса русской истории с первого класса. С этим нововведением связывали особые надежды на развитие чувств верноподданничества «с самого впечатлительного возраста». С разрешения царя отдельные мероприятия начали вводиться в жизнь средней школы с начала 1901/1902 учебного года сроком на год. Произошел разрыв с системой графа Д.А. Толстого, основанной на первенствующем значении древних языков.

Программа элементарного курса истории 1902 г. действовала вплоть до 1913 г. И все это время вопрос об общей реформе средней школы не снимался с повестки дня. Министр народного просвещения П.М. Кауфман (24 апреля 1906 г. — 1 января 1908 г.) издал распоряжение «Об улучшении общей постановки учебно-воспитательного дела» от 7 июля 1907 г., в котором содержались указания для преподавателей. В начале документа отмечалось, что «преподаватель истории, приступая с начала года к своему делу, должен иметь строго продуманный курс, который он будет проходить со своими учениками, составленный применительно к уровню способностей и предварительной подготовки его учеников. Только при этом условии он может требовать от учеников вдумчивого и сознательного усвоения предлагаемого материала». Также отмечалась необходимость глубокого изучения в школе русской истории, языка и литературы.

19081914 гг. Второй этап характеризуется крупной детальной проработкой проекта школьной реформы министром народного просвещения А.Н. Шварцем (1 января 1908 г. — 25 сентября 1910 г.) и обсуждением его в Государственной думе. Поднибается вопрос о необходимости значительно улучшить преподавание русского языка, литературы и истории, однако решается он однобоко: грамотность предполагается укрепить путем тренировки, литературу и историю усилить, отгородив эти предметы от современности и сосредоточив все внимание на далеком прошлом.

Новый проект предусматривал объединение гимназий и реальных училищ в общеобразовательную группу гимназий с одинаковой продолжительностью обучения и едиными программами по Закону Божию, русскому и французскому языкам, логике, истории, географии, математике, физике, началам естествоведения и рисованию. Шварц также подчеркивал необходимость того, чтобы средняя школа была построена на крепком национальном начале и «незаметно, не задаваясь непосредственно никакими политическими тенденциями, воздействовала на своих питомцев в русском государственно-патриотическом духе». Преемник А.Н. Шварца Л.А. Кассо (25 сентября 1910 г. — 26 ноября 1914 г.), отозвав вышеуказанный проект, ввел новые программы по истории для младших и старших классов гимназии в 1913 г. и учебный план в 1914 г., просуществовавшие вплоть до 1917 г. Изменения сводились к перераспределению исторического материала по классам; выяснению значимости, причинности исторических явлений предполагалось уделять внимание только при повторении в выпускных классах.

19151917 гг. Третий этап ознаменован деятельностью графа П.Н. Игнатьева на посту министра народного просвещения, связанной с попыткой изменить не только структуру существующего среднего образования, но и его содержание. Вскоре после своего вступления в должность министра граф П.Н. Игнатьев (9 января 1915 г. — 27 декабря 1916 г.) созвал совещание попечителей учебных округов, на котором поставил вопрос о положении средней школы. Совещание, в частности, рекомендовало усилить изучение истории России и славянских стран. В апреле 1915 г. под председательством  Игнатьева открылось еще одно «Особое совещание по реформе средней школы», которое нашло, что общее образование должно базироваться на естествоведческих, математических, исторических и литературно-лингвистических науках, причем древние языки могут быть сохранены в курсе средней школы не как основной общеобразовательный предмет, а как предмет практического, прикладного значения. Законоведение как отдельный предмет исключалось, его предполагалось включить в историю. С 1915 г. разрабатывались новый учебный план, программы по истории.

Ведущим началом в проекте реформ 1915-1916 гг. было требование создать подлинно национальную школу. «Одним из крупнейших недостатков современной школы, — отмечал министр, — является отрицание самой возможности построить образование на национальных основах». Это одно из проявлений «того отрицательного отношения ко всему русскому, которое в течение двух столетий внедрялось в сознание русского интеллигентного человека, в котором с первых дней его существования всеми способами вырабатывалось постепенное убеждение в том, что все чужое, иностранное достойно подражания и изучения. Естественные и роковые последствия такого воспитания выразились в отсутствии веры в собственные силы, обидно пренебрежительном отношении к русскому языку, русской природе, русской культуре, в отсутствии сознания собственного достоинства как русского человека и недостаточно развитом чувстве патриотизма. Но и чувства любви к отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой. И последняя, на всем своем протяжении, от низшей до высшей, должна проникнуться сознанием необходимости этой высокой задачи». Идея создания национальной школы также высказывалась многими общественными деятелями и педагогами.

Авторы проекта обращали внимание учителя на необходимость изучения истории различных народов, предлагали включать в курсы местный материал по истории Средней Азии, Кавказа, других регионов. Цель преподавания истории в начальных классах – «вызвать в детях живой интерес к прошлой жизни родного народа, развить этот интерес до возможной сознательности и тем самым упрочить детскую любовь к родине». В старших классах ставилась более серьезная цель преподавания: «Вызвать у учащихся историческое отношение к жизни, развить их историческое понимание». В качестве главных задач новой школы были сформулированы такие, как «воспитание культурного человека, имеющего законченное общее образование в объеме, необходимом для вступления в практическую жизнь, приобретение высшего образования; приведение школы в соответствие с жизнью, с современными потребностями общества». После смещения Игнатьева последующими министрами народного просвещения, к сожалению, вопрос о реформировании исторического образования не поднимался.

Таким образом, с введением в 1901 г. русской истории в первый класс гимназий до 1917 г. комиссии при Министерстве народного просвещения постоянно поднимали вопрос об улучшении преподавания истории, и шел поиск оптимальных вариантов решения этой проблемы, но, к сожалению, все попытки преобразования системы образования в целом и исторического образования в частности не затрагивали содержания этого предмета. Введение концентрической системы в 1913 г. также не принесло улучшений. В 1915 г. было принято решение об изучении современной истории в старших классах, что было шагом вперед по сравнению с предшествующими годами, когда упор делался на изучение далекого прошлого с целью идеализации настоящего.

Рассматривая проект реформы, разработанной под руководством П.Н. Игнатьева, нельзя не признать, что предполагавшиеся преобразования должны были сломать многие отжившие стереотипы в сфере образования, но все эти замыслы не удалось реализовать.

Ключевые слова: преподавание, история, реформы.

Keywords: teaching, history, reforms.

Источники и литература

Бабич И.В. Преподавание русской истории в гимназиях и политика Министерства народного просвещения в конце XIX — начале XX вв.: Дисс. … канд. ист. наук. М., 1989.

Вендровская Р.Б. Школьная реформа 1915-1916 годов и преподавание истории // Преподавание истории в школе. 1995. № 4.

Кареев Н.И. Прожитое и пережитое. Л., 1990.

Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы. М., 1956.

Пушкарев С.Г. Россия 1801-1917 гг.: власть и общество. М., 2001.

Опубликовано в Статьи за 2009 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*