От редакции. Взгляд со стороны, представленный в школьных учебниках, иногда может быть чрезвычайно полезен, в том числе и для организации плодотворных дискуссий на уроках (с чем согласны? с чем не согласны? почему?). Именно поэтому ПИШ продолжает время от времени давать обзоры иностранных учебников и их взгляд на историю России. Интересная и обширная подборка материалов на эту тему доступна по адресу: http://www.historia.ru/2004/01/.
Ведущими британскими издательствами («Хайнеман», «Коллинз», «Лонгмэн» и др.) выпускаются три типа школьных учебников, в которых история России так или иначе находит свое отражение. Первую группу составляют учебники по истории Европы: обычно они охватывают период с последней трети XIX в. до конца ХХ в. включительно, но некоторые из них ведут свое повествование с середины XVIII в. Учебники общего характера по истории Европы дополняют пособия, рассматривающие отдельные актуальные проблемы европейской истории Нового и Новейшего времени. Обычно речь в них идет о развитии европейской демократии, борьбе между фашизмом, коммунизмом и либерализмом на европейском континенте, последствиях «холодной войны» в глобальном противостоянии Запада и советского блока, европейской политической «перестройке» конца ХХ в. Во всех британских учебниках по истории Европы Россия представлена весьма ограниченно при изложении событий, предшествующих ХХ в., и лишь новейшее время в ее истории освещается достаточно обстоятельно.
Вторую группу в классификации составляют учебники по всемирной истории. Их хронологические рамки определяются в основном ХХ в. Поэтому они выступают под одним общим названием «Современная мировая история».
Все крупные издательства участвуют в подготовке данных учебников. Естественно, что во всех английских учебниках по всемирной истории ХХ века история Россия занимает одно из центральных мест, и главные события ее истории освещаются досконально, начиная с первой мировой войны до распада СССР.
Наконец, третья группа учебников исключительно посвящена истории России, и предназначены они для углубленного изучения всемирной истории в английской школе. Не случайно они часто представлены отдельными книгами в школьных серийных изданиях по всемирной истории.
Приступая к обзору английских учебников по истории, прежде всего, необходимо отметить отсутствие в них базовой информации о ранней истории России – эпохе Средних веков и начале Нового времени. Показательным примером может служить серия учебников по всемирной истории в трех книгах, которую подготовило издательство «Хайнеман» в 2000–2001 гг. Первые две книги «Жизнь в эпоху Средневековья» и «Мир в начале Нового времени» полностью исключали Россию в качестве объекта изучения, и лишь в третьей книге, посвященной XX в., она упоминается в связи с Первой и Второй мировыми войнами и послевоенным переустройством мира.
Наиболее полно история России XVIII–XIX вв. представлена в учебниках по истории Европы. Так, в международном «евроучебнике» «Иллюстрированная история Европы» дается краткий экскурс в историю России от монгольского нашествия до «просвещенного деспотизма» Петра I и Екатерины II. Касаясь XVIII в., его авторы отмечают рост экономического и военного могущества России при Петре I, улучшение административного управления страной. Вместе с тем все реформы русскою царя описываются просто как попытка «вестернизации» страны, ее преобразования на западный манер. В равной степени Екатерина II предстает в учебнике как искусная правительница с широким интересом к новым идеям в политике и государственном управлении, развивавшимся идеологами европейского Просвещения. Естественно, авторы учебника вполне сознают, что все увлечения западным образом жизни не подрывали веру русских царей в незыблемость самодержавного строя в России, господства в ней крепостного права.
Истории России XIX в. обстоятельно представлена отдельными большими главами в учебниках «Европа в 1760–1871 гг.» (коллектив авторов) и «Европа в 1825–1890 гг.» (автор Питер Браунинг). В учебнике «Европа в 1760–1871 гг.», авторы, затрагивая широкий спектр социально-экономического и политического развития России, вместе с тем дают невысокую оценку ее достижениям во всех этих областях. Так, относительно самодержавного строя страны говорится следующее: «Политическое развитие России в XIX веке было совершенно непохоже на то, что имело место в любой другой европейской стране». Власть царя «была самой абсолютной по сравнению с любым европейским правителем, и в течение этого периода Россия продолжала сохранять автократическую систему управления». Хотя XIX в. был отмечен ростом политической оппозиции царскому самодержавию, авторы учебника полагают, что он не дал каких бы то ни было ощутимых результатов: до 1871 г. царизм полностью сохранял свои автократические позиции. «Хотя русская экономика действительно выросла в XIX веке, – пишут они, – но по отношению к другим европейским странам ее показатели были ничтожными».
В учебнике называется ряд причин экономического отставания России от ведущих стран Европы в XIX в.: протекционистская политика царизма, контроль государства над промышленностью и торговлей, законодательные ограничения деятельности акционерных компаний, слабость национального банковского капитала, значительная нехватка инвестиций в промышленность, отсутствие крепкого среднего класса и «аристократическое отвращение» к делам промышленности и торговли, высокие транспортные расходы из-за огромной территории страны. Наконец, касаясь социальной структуры, авторы вновь подчеркивают существенные различия между западными демократиями и сословно-крепостническим строем царской России. Именно в господстве царского самодержавия и крепостничества они видят одну из главных причин отсталости Российской империи. «Иерархическая и наследственная структура общества была одной из причин политической и экономической отсталости России в XIX веке», – заключают они.
В учебнике П. Браунинга «Европа в 1825–1890 гг.» дается несколько иная оценка истории России в XIX в. Рассматривая общее развитие России в этот период, автор отмечает очевидные положительные сдвиги в ее экономике, политике и социальной структуре. Если в 1825 г., пишет он, Россия все еще оставалась аграрно-сословным государством эпохи XVIII в., то к 1881 г. она уже обрела отчетливые очертания более передовых западноевропейских стран XIX в.: ее отдельные регионы имели развитую промышленность и соответствующую городскую инфраструктуру, а средний класс становился все более многочисленным и влиятельным в обществе. П. Браунинг особо останавливается на достижениях русской культуры XIX в., подчеркивая ее специфически европейский характер.
Авторы обоих учебников детально анализируют конкретные факты и события царствований трех российских императоров Александра I, Николая I и Александра II. Так, касаясь царствования Александра I, они выделяют два периода в его деятельности: первый – либеральный – был связан с широкой программой реформирования системы государственного управления, сословного и крестьянского законодательства, органов просвещения и образования, деятельностью Негласного Комитета и М. М. Сперанского. Авторы подчеркивают, что проект реформ Сперанского по обновлению России носил либеральный характер, имел целью уничтожение крепостного права и создание гражданского общества. Почему же либеральные реформы Александра I не были доведены до конца и не привели к отмене крепостного права и принятию конституции? Английские учебники называют несколько причин: страх императора вызвать недовольство дворян, его боязнь дворцовых переворотов и нежелание повторить судьбу своего отца, противоречивость его натуры, приводившая к постоянным «колебаниям между либеральными и консервативными идеями».
Отечественная война 1812 г. в английских учебниках освещается недостаточно полно, но, тем не менее, признаются заслуги России и лично императора Александра I в крушении наполеоновской империи. «Поражение 1812 г. больше, чем что-либо другое, обозначало решающий перелом в судьбе Наполеона», – читаем мы в учебнике Э. Мэттьюза «Европа в 1789–1849 гг.» Английский автор особо подчеркивает, что материальные и людские потери, понесенные французами в русской кампании, не исчерпывают полностью значимость победы России. Она окончательно развеяла миф о непобедимости Наполеона, подорвала моральный дух французов и, что еще важнее, вдохновила других – особенно Пруссию – взяться за оружие и выступить против Франции. Относительно причин поражения Наполеон, в России Э. Мзттьюз отклоняет традиционные западные клише: «Один из мифов, касающихся катастрофической московской кампании, гласит, что наполеоновская армия была уничтожена ранним наступлением суровой русской зимы – «Генералом Морозом». В действительности большая часть наполеоновских сил понесла потери летом на пути к Москве, а не при отступлении». Создание Александром I антинаполеоновской коалиции и успешная кампания 1813–1814 гг. привели к триумфу российского императора.
В то же время в английских учебниках отмечаются коренные изменения в политике царского самодержавия после Венского Конгресса 1815 г. Во второй период царствования Александра I (1815–1825) происходит его заметная эволюция от романтического либерализма к строгому охранительному консерватизму. «После 1815 года, — говорится в учебнике «Европа в 1760—1871 гг.», — Александр I, по-видимому, утратил часть своих прежних интересов… Его новая роль как охранителя монархического правления перед лицом либеральных восстаний за границей поглощала у него много энергии во второй период царствования. Его амбициозный Священный Союз стал орудием реакции». Именно в этой перемене политики Александра I и его измене своим прежним либеральным принципам английские авторы усматривают корни восстания 14 декабря 1825 г. в Петербурге.
В целом восстанию декабристов британские учебники уделяют значительное внимание на своих страницах. В них рассматриваются предпосылки и идеология революционно настроенных дворян, тактика действий Южного и Северного обществ, причины поражения восстания. Особо подчеркиваются героизм и самоотверженность участников восстания, пожертвовавших свои судьбы и жизни во имя торжества великих идеалов свободы. Царствование Николая I, естественно, выступает в английских учебниках как время консерватизма и реакции в российской истории. «III Отделение стало государством в государстве, способным делать все, что оно пожелает во имя автократии. Оно эволюционировало в секретную полицию царя, предтечу советского КГБ» (П. Браунинг). Подводя общий итог царствованию Николая I, этот автор, в частности, пишет: «Россия при Николае I – это самый лучший пример автократии в истории нового времени. В период 1825–1855 гг. один человек – Николай – принимал все важнейшие политические решения в России… Николай I был в некоторых отношениях образцовым автократом… Главный недостаток Николая I состоял не в том, что его режим был репрессивным и жестоким, а в том, что он не смог обеспечить необходимую политику, которая защитила бы Россию от будущих угроз и вызовов».
В учебнике «Европа в 1760–1871 гг.» ярко показана культурная и общественная жизнь России николаевской эпохи: говорится о «великой литературе», созданной в то время, и приводятся подробные биографии Лермонтова, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Тургенева и Толстого, упоминается о деятельности кружка петрашевцев и «Философических письмах» П. Чаадаева, анализируется роль дворянской интеллигенции в общественной жизни России и рассматриваются взгляды западников и славянофилов, наконец, в качестве документального материала включены пространные выдержки из сочинений Н. Муравьева, А. Герцена и К. Аксакова.
Авторы учебника признают, что правительство Николая I проводило политику подавления и репрессий, однако, по их мнению, это не означало отсутствие в ней положительных моментов. В разделе, озаглавленном «Был ли курс Николая I полностью реакционным?», они стремятся показать, что любовь Николая I к порядку, дисциплине и послушанию – специфически армейским атрибутам – не мешала ему «упорно работать» над реформированием России. «Он осознавал, что многие сферы российской жизни нуждаются в изменении. Нисколько не уклоняясь от проблем, стоявших перед Россией, Николай I проводил значительное количество времени над их изучением». Среди положительных результатов политики Николая I в учебнике называются кодификация российского законодательства под руководством М. Сперанского, меры по ограничению негативных последствий крепостного права и облегчению положения крестьян, реформа местного самоуправления П. Киселева, попытки стимулирования роста российской экономики. Даже создание III Отделения и корпуса жандармов расцениваются в учебнике как в некоторых отношениях положительный факт, поскольку оно способствовало стабилизации внутреннего положения в России (что стало «предметом зависти для других правителей за рубежом») и играло важную роль в борьбе с коррупцией и беззаконием па местах.
Особое место в учебнике занимают вопросы внешней политики Николая I. Британские авторы подробно описывают превращение России в «жандарма Европы», обострение русско-турецких отношений, возникновение Крымской войны. Особо подчеркивается, что поражение России в Крымской войне имело тяжелые последствия для ее экономики и ее международного положения. «Война показала пропасть между Россией и Западом, – пишут авторы. – Западные державы нанесли поражение России и привели к ее унижению. После 1815 г. Россия выступала как крупнейшая сухопутная держава в Европе, но поражение в Крыму выявило, что она была «колоссом на глиняных ногах».
Царствованию Александра II в названных учебниках также уделяется большое внимание, в них в частности, подчеркивается, что после длительного периода репрессий в истории России наступила эпоха реформ, и на политическую арену выступил царь-освободитель. К несомненным заслугам Александра II авторы относят отмену крепостного права, осуществление многочисленных реформ социальной и политической структуры российского общества, ограничение цензуры и всевластия III Отделения, либеральные преобразования системы образования, амнистию декабристов и участников восстания в Польше в 1830 г. Отмечая столь существенные перемены к лучшему в жизни России при Александре II, британские авторы вместе с тем находят парадоксальным, что в его царствование недовольство населения и, соответственно, активность радикальных группировок были больше, чем при деспотическом режиме Николая I. Причины этого они видят не только в незавершенности реформ и непоследовательности царского правительства, но в самой природе российской автократии. «В самом деле, – пишет П. Браунинг, – образ «ящика Пандоры» наиболее уместен здесь, поскольку, как уже говорилось, самое опасное время для автократии наступает тогда, когда она начинает реформироваться. В этом отношении Александра II можно сравнить с двумя его наследниками в ХХ веке – правителями России (тогда уже Советского Союза) Никитой Хрущевым и Михаилом Горбачевым, оба они пытались реформировать Советский Союз и оба это пострадали». Однако, в любом случае, по словам английских авторов, никакие аргументы не могут отрицать того, что при Александре II Россия значительно продвинулась вперед по пути модернизации всех сторон общественной жизни.
Таким образом, подводя некоторые предварительные итоги, можно сказать, что освещение истории России XIX в. в английских учебниках характеризуется достаточной полнотой и объективностью. В этом отношении они заметно отличаются от современных американских учебников, в которых оно предстает в весьма ограниченном и одностороннем виде (см. об этом: Шарифжанов И.И. История России на страницах школьных учебников США // ПИШ. 2002, №2).
Историю России XX в. авторы английских школьных учебников рассматривают в контексте новейшей всемирной истории, глобальных потрясений двух мировых войн и противостояния СССР и США, Варшавского пакта и НАТО после Второй мировой войны. Во всех учебниках «Современная мировая история» подробно излагаются драматические события царствования Николая II, свержение российской монархии в 1917 г. и установление большевистской диктатуры. Их отмечают быстрый экономический рост России в конце XIX – начале XX в., особенно выделяя 90-е гг. XIX в., когда темпы индустриализации страны были небывало высокими. «В течение 1890-х гг., – пишут Н. Келли и Г. Лейси, –экономика России развивалась быстрее, чем в любой другой стране Европы. Этот рост продолжался, более медленно, вплоть до начала войны в 1914 г.».
Касаясь обострения социальных и политических противоречий, английские авторы называют несколько причин роста недовольства в стране: тяжелые, порой невыносимые условия жизни и труда большей части населения – рабочего класса и крестьянства, унизительное поражение в Русско-японской войне, несостоятельность как правителя последнего русского царя. «Николаем всецело завладела идея автократии, – пишет Б. Уолш, – и он, по-видимому, был одержим великим прошлым своей семьи –династии Романовых. Он имел много хороших качеств, таких как привязанность к семье, желание неустанно работать и забота о мелочах. Однако он не был таким способным, сильным и одаренным монархом, как его предшественники». Эта характеристика почти дословно повторяется в других учебниках «Современная мировая история». Все они признают, что Николай II действительно был «трудолюбив, совестлив и привязан к своей семье», но он не понимал необходимости каких-либо изменений в Российском государстве, глубоко верил в божественное происхождение своей власти, имел нерешительный характер и полностью доверялся советам своих близких и прежде всего жены, немецкой принцессы Александры.
Особое место в учебниках отводится описанию места и роли личности Распутина в российской истории в целом и в личной жизни последних венценосных Романовых в частности. Все английские авторы подчеркивают зловещий характер фигуры «святого старца» и его пагубное влияние на судьбы российского самодержавия. В учебниках также отмечается, что убийство Распутина (зимой 1916 г.) состоялось слишком поздно, чтобы снасти монархию от окончательною краха.
Касаясь событий Первой мировой войны, британские учебники указывают на ее катастрофические последствия для Российской империи. Мобилизация миллионов крестьян в действующую армию, по словам Т. Хыоитта и Дж. Шатер, привела к разорению сельского хозяйства, возник острый дефицит с продовольствием, фабрики и заводы останавливались из-за отсутствия сырья, беженцы с оккупированных немцами территорий переполняли города, холод и голод уносили жизни тысяч людей, между тем армия терпела поражения на всех фронтах. В этих условиях возникновение революционной ситуации в стране стало просто делом времени. Свержение монархии в феврале и Временного правительства в октябре 1917 г. рассматривается в учебниках «Современная мировая история» как закономерное следствие системного кризиса Российского государства, утраты правящими кругами страны доверия широких слоев населения и его всеобщей политической радикализации. Вместе с тем в них называются существенные изменения в политике за короткий срок существования Временного правительства: так, была провозглашена программа демократических свобод, проведена амнистия политических заключенных, отменена смертная казнь, молодежь получила право голоса на выборах. Лишь двоевластие в столице, когда Петроградский Совет подменял функции государственною управления, и хаос в стране, вызванный длительной войной, помешали Временному правительству успешно завершить начатое либеральное переустройство России.
Касаясь событий Октября 1917 г, английские учебники обстоятельно описывают приход к власти большевиков, знакомят с их революционной идеологией, помещают на своих страницах портреты Ленина и Троцкого, приводят их политические биографии. В них также представлены многочисленные репродукции с известных советских картин и иллюстраций, посвященных «Великому Октябрю», цитируются выдержки из работ и выступлений видных участников событий. Все авторы едины во мнении, что, несмотря на коммунистическую пропаганду более позднего периода, захват власти большевиками в октябре 1917 г. не был «народной», «пролетарской революцией». «Позднее большевистская пропаганда, – говорится в двух учебниках издательства Хайнеман, – изображала эти события как «народную» революцию, совершенную благодаря массовой поддержке пролетариатом коммунистических идей. Ничто не могло быть дальше от правды. Успех был достигнут относительно небольшой группой преданных революционеров». Это заключение дублируется в других учебниках «Современная мировая история»; в них, в частности, напоминается, что известность и популярность большевиков не выходили за пределы столицы, а в Москве им было оказано отчаянное вооруженное сопротивление. Тем не менее, победа большевистской революции расценивается в английских учебниках как одно из самых важных событий в мировой истории XX в.
В других английских учебниках событиям Октября 1917 г. также отводится большое место. Так, в книге Х. Макдоналда «Россия и СССР: империя революции» им уделяется особое внимание в отдельной главе, где автор ставит весьма непростой вопрос: почему большевистский государственный переворот в октябре 1917 г: стал возможен в принципе, если лишь один человек из 600 поддерживал большевиков в стране? Школьникам надлежало решить, был ли переворот результатом хорошей военной подготовки большевиков во главе с Лениным и Троцким, или же он стал следствием роковых ошибок Временного правительства, не принявшего необходимых мер по его предотвращению. Детальное описание событий, представленное в книге, должно было помочь составить собственное мнение о них.
«1917-й был годом великих потрясений и раскола в России, –говорится в учебнике С. Филлипса, – в течение его нескольких месяцев страна прошла путь от автократической системы, существовавшей при царе, до коммунистического захвата власти. Неудивительно, что историки проводили так много времени, пытаясь объяснить эпохальные события этого года». Английский автор подробно останавливался на анализе причин возникновения революционного кризиса в России, размежевании сил в стране, основных событий Февральской и Октябрьской революций. По его словам, вооруженные восстания в феврале и октябре 1917 г. имели мало общего между собой. «Октябрьская революция была прямой противоположностью Февральской, которая представляла собой спонтанное и во многом неорганизованное движение. Революция в октябре, напротив, была хорошо организованным и мастерски исполненным переворотом, его совершила партия, которая искусно подстроилась под требования рабочих и крестьян».
После Октябрьской революции главными темами в британских учебниках хронологически выступают гражданская война в России, «красный» и «белый» террор в стране, консолидация власти большевиков и социалистическое строительство нового государства. В них, в частности, подчеркивается жестокий характер развязанной гражданской войны, непримиримость воюющих сторон, что приводило к многочисленным и неоправданным человеческим жертвам. «Жестокость была общим местом с обеих сторон, – говорится в одном из учебников «Современная мировая история». – Заключенных часто пытали и расстреливали. В период с 1914 по 1921 гг. погиб 21 миллион человек». В учебниках приводятся различные свидетельства участников событий тех лет, видных политических деятелей и военных. Так, цитируются слова У. Черчилля, занимавшего в то время пост военного министра Великобритании: «Из всех тираний в истории большевистская тирания – самая худшая, самая разрушительная и самая пагубная. Жестокости, совершенные при Ленине и Троцком, намного превосходят по численности и злонамеренности все то, за что несет ответственность германский кайзер».
Но не только «красные», по мнению английских авторов, были повинны в многочисленных и бессмысленных человеческих жертвах во время гражданской войны, в равной степени – если не в большей, – вина ложилась также на «белых». В другом учебнике «Современная мировая история» приводится свидетельство генерала У. Грейвса, командовавшего американскими войсками в Сибири. Он, в частности, писал; «Начался «белый» террор, он был намного страшнее всего того, что совершили «красные». Не только предполагаемых большевиков, но также социалистов всех родов, даже либералов и демократов казнили тысячами». В этом же учебнике говорится, что генерал Деникин казнил 100 тысяч евреев на Украине, и этот «белый» террор подтолкнул многих русских перейти на сторону «красных».
Все английские учебники описывают казнь царской семьи в Екатеринбурге в ночь с 3 на 4 июля 1918 г. Объясняя жестокость большевиков, авторы считают, что этот кровавый акт преследовал цель не только запугать сторонников монархии и лишить надежды на ее реставрацию, но и сплотить ряды Красной Армии, показать, что все пути к отступлению или компромиссу отрезаны.
В учебниках называется несколько причин победы большевиков в гражданской войне: с одной стороны, это отсутствие единства в рядах белогвардейцев, соперничество между командующими белогвардейскими армиями, «белый террор», в результате которого пострадало множество ни в чем не повинных людей, а с другой, – умелая военная организация и пропаганда большевиков, талантливое руководство Красной Армией Троцким. «Руководство Красной Армией Троцким оказалось решающим. Он создал эту новую армию и превратил ее в страшную боевую силу», – прямо говорится в одном из учебников. Здесь же указывается еще одна причина победы Красной Армии: «Победа также обязана жестокости большевиков. Военный коммунизм обеспечил необходимое снабжение. Отряды чека по всей стране вешали, избивали, расстреливали и сжигали всех, кто помогал «белым» или сражался на их стороне».
История советского государства 1920–30-х гг. в английских учебниках освещается в отдельных главах, в которых детально прослеживается возвышение Сталина, подавление левой и правой оппозиции, массовые репрессии в стране, политика индустриализации и методы коллективизации сельского хозяйства, культурная революция. Британские авторы отдают дань масштабным преобразованиям в СССР на заре строительства социализма, признают несомненные успехи промышленного роста страны в короткие сроки. Обращаясь к событиям Отечественной войны 1941 г, Стив Филлипс находит оправданным политический курс Сталина, направленный на индустриализацию страны: «В 1941–1945 гг. Советский Союз показал способность защитить себя от вторжения нацистской Германии и разгромить вражеские силы. Судя по этому, можно вполне уверенно утверждать, что цель Сталина трансформировать СССР в современное индустриальное государство, чтобы противостоять нападению иностранных капиталистических держав, была достигнута».
Говоря об экономических успехах СССР в первые десятилетия XX в., английские авторы вполне сознают, какой ценой это было достигнуто. В учебниках приводятся многочисленные факты и свидетельства повсеместного применения непосильного физического труда людей, отсутствия элементарных условий на производстве, использования на «стройках социализма» рабского труда заключенных – так называемых «врагов народа», раскулаченных крестьян, репрессированных и осужденных за «контрреволюционную деятельность» военных и гражданских лиц. Особое место в учебниках отводится изложению массовых политических репрессий в стране, подавления всякой оппозиции тоталитарному режиму Сталина. «Начало чисток», «Массовые чистки», «Чистки в НКВД», «Чистки в армии» – такие заголовки пестрят на их страницах. Документальный и иллюстративный материал, как правило, подкрепляется статистическими данными.
Чего добился Сталин в результате кампаний массового террора? Ответ английских авторов однозначен: в СССР был установлен тоталитарный режим единоличной власти. Но, несмотря на откровенное неприятие сталинского режима, английские авторы признают определенные социальные и культурные достижения советского народа в этот период. В частности, указывается на активную борьбу в стране с неграмотностью населения, демократизацию общественного строя (?), установление равноправия и повышение роли женщин в жизни общества, введение бесплатного образования и медицинского обслуживания населения, привлечение молодежи к творческой, созидательной деятельности. В учебниках также нашла отражение бурная культурная жизнь России революционной эпохи.
Освещение истории Второй мировой войны на страницах английских учебников занимает центральной место. Британские авторы стремятся полнее представить ее причины и характер, касаются политики западных держав и СССР по созданию системы коллективной безопасности, подробно описывают ход войны и главные сражения на Западном и Восточном фронтах, анализируют ее итоги и влияние на всю систему международных отношений. Тексты дополняются богатым иллюстративным материалом, статистическими таблицами и диаграммами, военными картами и фотографиями политических лидеров и командующих армиями. В учебниках последовательно рассмотрены важнейшие события в Европе, приведшие к началу Второй мировой войны: появление фашизма в Италии и нацизма в Германии, гражданская война в Испании, аншлюс Австрии и Судетской области, Мюнхенское соглашение и пакт о ненападении между Германией и СССР. Подписанный Гитлером и Сталиным 23 августа 1939 г. договор о ненападении расценивается английскими авторами как последний акт на пути к развязыванию фашистской Германией Второй мировой войны. «Пакт, возможно, был кульминационным пунктом триумфального шествия Гитлера. Он открывал Германии дорогу для вторжения в Польшу», – пишет Бен Уолш. Что побудило Сталина пойти на подписание договора о ненападении с фашистской Германией? Б. Уолш находит три важные причины для этого: Сталин не был убежден, что Англия и Франция достаточно сильные и надежные союзники против Гитлера; он также хотел присоединить восточную Польшу и прибалтийские государства, которые были частью Российской империи в царские времена; он не верил, что Гитлер сдержит слово, но он надеялся выиграть время, чтобы укрепить вооруженные силы СССР.
Агрессия фашистской Германии против СССР рассматривается в учебниках как поворотный пункт во Второй мировой войне. Несмотря на то, что Красная Армия в первые месяцы войны понесла крупные потери и вынуждена была отступить вглубь российской территории, немцы не смогли захватить Москву, и их блицкриг закончился полным провалом. «Восточный фронт стал кошмаром для германской армии, – отмечают М. Чэндлер и Дж. Райт. – Огромные пространства страны, резкие перепады температуры и свежие резервы для Красной Армии постепенно повернули ход войны в пользу Сталина». Британские авторы не скрывают, что главная тяжесть войны легла на Советский Союз, которому с самого начала пришлось отражать основные силы вермахта. «С 1941 г. до 1944 г. 85 процентов вооруженных сил Германии были брошены на поход против СССР, –говорится в учебнике Б. Уолша. – Восточный фронт простирался па расстоянии свыше 1600 км. Сражения велись на обширной территории. Более того, война имела необыкновенно жестокий характер. Немцы виновны в варварских и бесчеловечных военных преступлениях против советского народа, т.к. обычные правила ведения войны не применялись на Восточном фронте. Немцы рассматривали ее как войну на уничтожение. Они считали, что уничтожают низшие расы и саму идею коммунизма». В учебниках подчеркивается героизм советских людей в борьбе с фашистскими захватчиками как на фронте, так и в тылу. «Советские методы были очень суровыми, но результаты оказывались удивительными», – отмечает Б. Уолш.
Среди выдающихся побед Красной Армии во Второй мировой войне все английские учебники выделяют Сталинградскую битву и танковое сражение на Курской дуге как наиболее важные: первая показала возросшую мощь советских вооруженных сил, а второе стало поворотным моментом в войне на Восточном фронте, после него началось непрерывное отступление германских войск и победоносное наступление Красной Армии, которое завершилось взятием Берлина в 1945 г. Часто указывается, что людские потери СССР в войне были в 40 раз больше, чем Англии, и в 70 раз больше, чем США.
Касаясь причин «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции, английские авторы не считают, что ее возникновение было неизбежным: хотя две системы – западная и восточная – основывались на различных экономических и политических идеологиях, она стала результатом ошибочного курса, принятого руководителями СССР и США в международных отношениях. В специально подготовленном учебнике «Холодная война. Конфликт в Европе и Азии» Стив Филлипс детально анализирует начало и ход этой войны в Европе и Азии. По его мнению, если Сталин, создавая «буферную зону» в Европе, стремился обезопасить границы СССР, то США проводили политику «сдерживания коммунизма» и его распространения в мире.
В английских учебниках последовательно прослеживаются главные эпизоды «холодной войны»: от Берлинского кризиса 1948 г. до вторжения советских войск в Афганистан в 1979 г. Особо выделяется «Карибский кризис» 1962 г., который имел важные последствия для постепенного потепления климата «холодной войны» и урегулирования напряженных отношений между СССР и США. «Историки согласны в том, — пишет Б. Уолш, – что кубинский ракетный кризис помог растопить «холодную войну» в отношениях между США и СССР». В целом английские авторы полагают, что политика «холодной войны» не принесла лавров ни Советскому Союзу, ни Соединенным Штатам, которые в одинаковой степени виновны в ней.
Касаясь внутреннего положения СССР в 1950–1960-е гг., английские учебники отмечают значительный рост экономики в стране, быстрое развитие тяжелой промышленности, увеличение темпов строительства жилья для населения. Вместе с тем авторы указывали на заметное отставание СССР от США в производстве товаров широкого потребления. «Эпоха Брежнева» не внесла существенных изменений во внутренней политике государства. «Это были годы стагнации в экономике и роста социальных проблем», – замечает Х. Макдоналд.
По-настоящему радикальные перемены во внутренней и внешней политике СССР английские авторы связывают с именем М. Горбачева. В учебниках подробно описывается его деятельность по демократизации общественно-политической жизни страны, главными символами которой стали гласность (glasnost) и перестройка (perestroika). Говорится о новых инициативах СССР во внешнеполитической области. Размораживание «холодной войны» между Западом и Востоком, вывод советских войск из Афганистана, ликвидация тоталитарных режимов в странах Восточной Европы, демонтаж Берлинской стены и объединение Германии – все это ставится в личную заслугу М. Горбачеву.
Английские учебники очень кратко излагают последние дни существования СССР, отмечая лишь «энергичные усилия» Б. Ельцина покончить с коммунизмом и перевести Россию на путь рыночной экономики. Как расценивать исчезновение СССР с политической карты мира? «Было ли это к лучшему или худшему? – спрашивает Х. Макдоналд. – Улучшил ли распад Советского Союза жизнь его граждан?» Вот те вопросы, на которые британские авторы не находят ответа.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.