Контент


Указатель статей за 2008 год

Преподавание  истории в школе 2008

Указатель статей

Актуальная тема

Наглядность в обучении истории

Абдулаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории. № 1.

Гаврилов Г.А. Вопросы наглядного изучения истории культуры в школе. № 1.

Голубев А.В. «Европы мрачен горизонт»: образ Запада в советской карикатуре 1920-х годов. № 1.

Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории. № 1.

Хропов Е.С. Новая компьютерная технология в работе с картой на уроке истории. № 1.

Гражданская война в России

Бельский Э.Н. Политика большевиков в годы Гражданской войны (задания по работе с документами). № 2.

Коваль Т.В. Причины поражений и побед участников Гражданской войны (урок в XI классе). № 2.

Семенов В.В. Использование исторических карт при изучении темы «Гражданская война в России». № 2.

Ушаков А.И. Антибольшевистское движение в годы Гражданской войны: историография проблемы. № 2.

Кабинет истории и обществознания

Антипина Т.Г., Кононов В.М., Чемоданов В.А. Опыт создания АРМ учителя обществознания. № 3.

Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы. № 3.

Петрова А.И. Магнитная доска и ее использование в кабинете истории. № 3.

Чернов А.И. Мультимедийный кабинет истории: оснащение, содержание и перспективы развития. № 3.

Шапарина О.Н. Оформление стендов в школьном кабинете истории. № 3.

Организация контроля и оценка знаний учащихся

Журин И.А. Тематический контроль и рейтинговая система оценки знаний. № 4.

Зарубежный опыт: 10-балльная система оценки знаний в Белоруссии. № 4.

Кучанов И.С. Система письменного контроля на уроках истории. № 4.

Сенина О.И. Творческий практикум и рейтинговая система оценки успеваемости. № 4.

Изучение и преподавание истории религий

Варианты календарно-тематического планирования религиоведческих курсов, ориентированных на разные учебники. № 5.

Кулаков А.Е. Преподавание религиоведческого курса в школе. № 5.

Перхавко В.Б. Первые старообрядцы. № 5.

Теплова Е.Ф., Касьяненко О.В. Три учебника – выбор за учителем. № 5.

Яковченко А.Р. Истоки униатства. № 5.

Историческая периодизация

Гросул В.Я. Дискуссии в советской и современной историографии. № 6.

Карнаухов Д.В. Историки эпохи Возрождения о периодизации истории России. № 6.

Морозов А.Ю., Фомин С.А. Обобщающий блок и периодизация истории России. № 6.

Перхавко В.Б. Периодизация истории в учебной литературе XVIII – начала ХХ века. № 6.

Олимпиады по истории

Анализ итогов выполнения заданий Московской городской олимпиады по истории. № 7.

Литература и Интернет-ресурсы по школьным олимпиадам. № 7.

Мельникова О.Н., Орлова Т.С., Безносов А.Э. Принципы формирования олимпиадных заданий по истории. № 7.

Саплина Е.В. Московский опыт проведения городских олимпиад по истории для учащихся V–VIII классов. № 7.

Стрелова О.Ю. Школа «олимпиоников». № 7.

Пропедевтический курс истории

Виноградова Е.А., Саплина Е.В. Проверка исторических знаний и умений школьников при переходе из начальной в среднюю школу. № 8.

Колонка главного редактора. № 8.

Саплина Е.В. История в начальной школе. № 8.

Гражданское образование

Болотина Т.В. Политика гражданского образования. № 9.

Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. № 9.

Котиков О.А. Гражданское образование и противодействие коррупции. № 9.

Крицкая Н.Ф., Петухова М.В. Типы легитимной власти (урок в XI классе). № 9.

Прутченков А.С. Всероссийская программа «Десять ключевых дел» как технология гражданского образования. № 9.

Единый государственный экзамен по истории

Зверев В.В., Соловьев Я.В. Анализ результатов Единого государственного

Литература и Интернет-ресурсы по ЕГЭ. № 10.

Осипова Т.Г. ЕГЭ по истории: как помочь ученику и учителю (из опыта работы). Комментарии Я.В. Соловьева. № 10.

Пигалева Н.П. Роль кабинета общественных дисциплин в

подготовке к ЕГЭ. Комментарии Я.В. Соловьева. № 10.

Соловьев Я.В. Обеспечение качества контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории. № 10.

Шереметова Г.П. Из опыта работы Костромского областного ИПК. № 10.

экзамена по истории России в 2008 году. № 10.

История и обществоведение

Айзенштадт М.П. Становление институтов гражданского общества в Великобритании Нового времени. № 9.

Алафаев А.А., Тетуев А.И. Национальная политика советского периода (окончание). № 1.

Александров М.М. Ордынское иго. № 3.

Барлова Ю.Е. «Кто у нас беден, тот не достоин лучшей доли»? Бедность и бедные в восприятии англичан в Новое время. № 8.

Волков В.А. Смоленская война. № 2.

Волобуева Т.О. Утверждение общеевропейского костюма как повседневной одежды городского населения России. № 6.

Захаров В.Ю. Могла ли Россия стать конституционной монархией при Александре I? № 8.

Кацва Л.А. Об изучении землевладения в Русском государстве XV–XVI веков в школьном курсе истории. № 6.

Короткова М.В. Дворянская честь и дуэльные традиции в России XVIII века. № 5.

Короткова М.В. Европейские новшества и русские традиции в дворянских семьях ХVIII – начала ХIХ века. № 10.

Лисейцев Д.В. Приказная система Московского государства XVI–XVII веков. № 10.

Марасинова Е.Н. Социальная история российского дворянства XVIII века. № 4.

Минаев А.И. Британский парламентаризм: взгляд из России во второй половине XVIII – первой половине XIX века. № 10.

Мозохин О.Б. Как появились «шарашки»? № 7.

Мостяева Л.В. Схемы к теме «Парламентаризм в России». № 2.

Наумов О.Н. Специальные исторические дисциплины в современной России. № 5.

Новиков И.А. Петровская модернизация и становление промышленности Урала. № 3.

Новохатко О.В. Военное ведомство допетровской России. № 10.

Носков А.А. Социальные движения XVII–XVIII веков в школьных учебниках по истории России. № 4.

Орлов И.Б. История повседневности: смерть или новое рождение? № 3.

Пчелов Е.В. Происхождение царской династии Романовых. № 10.

Соколова М.В. Что такое историческая память? № 7.

Фукс А.Н. «Краткое пособие по русской истории» В.О. Ключевского. № 8.

Фукс А.Н. «Синопсис» – первая учебная книга по русской истории. № 5.

Шадрин А.Ю. Государственный интерес в политике и судьба страны во второй половине ХХ века. № 9.

ЕГЭ

Артасов И.А. Работа с заданиями на сравнение. Послесловие О.Ю. Стреловой. № 6.

Артасов И.А. Работа с заданиями, предполагающими аргументацию теоретических положений. № 2.

Дмитриева Л.А. Единый государственный экзамен по обществознанию: содержательная линия «Экономическая сфера жизни общества». № 4.

Иоффе А.Н. Работа с тесовыми заданиями при подготовке к ЕГЭ по обществознанию. № 3.

Костромцова В.В. Типичные технологические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ (история России). № 1.

Соловьев Я.В. Анализ результатов Единого государственного экзамена по истории России в 2007 г. № 2.

Стрелова О.Ю. Послесловие к статье И.А. Артасова. № 2.

Фомин С.А. Итоговый тестовый контроль по курсу истории России (части А и В). № 9.

Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «Россия и СССР в 1921–1939 гг.». № 1.

Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «Россия с 1992 г.». № 8.

Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «СССР в 1939–1945 гг.». № 2.

Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «СССР в 1945–1953 гг.». № 3.

Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «СССР в 1953–1964 гг.». № 4.

Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «СССР в 1964–1985 гг.». № 5.

Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «СССР в 1985–1991 гг.». № 7.

Методика

Архипов Б.В. Опыт реализации исторического медиаобразования. № 9.

Вяземский Е.Е. Проведение в семи федеральных округах конференций для преподавателей истории и обществознания. № 1.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Д. Конвенция о смыслах в историческом образовании (предисловие к словарю понятий и терминов современного исторического образования). № 6.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Словарь понятий и терминов исторического образования. № 7, 8, 10.

Галанин А.Б. «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура (урок по истории в XI классе). № 6.

Гудков А.Н., Гудкова О.Н. Социальная структура и социальные отношения. Маргиналы (урок по обществознанию, профильный уровень). № 2.

Гутнев Ю.А., Иоффе А.Н. Религия и глобализация (урок обществознания в старшей школе). № 6, 7.

Дворникова О.Л. Система письменных домашних работ по истории для старшеклассников. № 4.

Дискуссионный материал к фундаментальному ядру нового стандарта в области обществознания для общеобразовательной школы. № 4.

Ефимов В.Ф. Использование стихотворений при изучении истории России конца XVIII–XIX века. № 4.

К вопросу о системе оценивания. № 8.

Калуцкая Е.К. Анализ и коррекция представлений старшеклассников о праве. № 10.

Калуцкая Е.К. Методика преподавания истории в 1920-е гг.: осмысление опыта прошлого в новых условиях. № 8.

Киприянова Е.В. Новые подходы в преподавании обществознания (к обсуждению фундаментального ядра нового стандарта). № 7.

Коваль Т.В., Галкин С.Л. Департаментская баллада: российская административная действительность в «Ревизоре». № 9.

Козел и медвежонок (дидактическая сказка). № 9.

Концепция преподавания обществознания в современной российской школе и учебника «Обществознание. XI класс» (проект). № 1, 2.

Кузина М.А. Здоровьесберегающие технологии на уроках истории. № 9.

Лямин С.К., Жуков Д.С. Визуализированные метафоры как средство образовательной коммуникации на уроках истории и обществознания. № 7.

Мельников А.А. Кризис Руси в середине XIII в.: выбор новой модели развития (урок в Х классе). № 1.

Михеева Г.Е. Россия – «ближний круг» и «русский мир» (урок обществознания в XI классе). № 6.

Мишина О.Д. Изучение процесса социальной мобильности на примерах героев сказок. № 5.

Мишина О.Д. Социальная структура общества в картинах великих художников. № 3.

Мубинова З.Ф. Поликультурный подход к преподаванию отечественной и этнической истории в российском регионе: проблемы реализации. № 8.

Мясникова Е.Ю. Постановка и развитие понимания учащихся на уроках обществоведения. № 8.

Пальцева С.В. Учебники по истории глазами педагога сельской школы. № 2.

Посмитная С.Л. Организация учебной деятельности при изучении программной темы. № 6.

Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Тематическое планирование курса История России (1945–2007 гг.) для учащихся ХI класса. № 3.

Учебники нового поколения по истории и обществознанию. № 6.

Филатова О.Е. Интеллектуальная викторина «Моя Москва» (урок в V классе). № 10.

Хлытина О.М., Лейбова Е.К. Устные исторические источники на уроках в старших классах. № 5.

Хульберг М.В. Право, его сущность и особенности (план-конспект урока обществоведения в IX классе). № 9.

Черенкова И.В. Земские соборы (урок-практикум в Х классе). № 3.

Школьные дебаты. № 10.

Щукин В.С. Система контроля правовых знаний учащихся: от эпизодов к системе. № 8.

Сегодня в журнале – завтра на уроке

Агуреев С.А. Англо-бурская война 1899–1902 годов (урок в VIII или IX классе). № 6.

Гергенова Н.М. Культура и быт Руси IX–XIII вв. (урок-игра в VI классе). № 3.

Демичев А.А. Монарх как носитель высшей справедливости (по материалам дореволюционных анекдотов). № 10.

Долбилина И.Ю. Развитие критического мышления на уроках истории (на примере урока «Крестовые походы» в VI классе). № 7.

Кущенко Г.В. Литературно-музыкальная композиция «Час мужества пробил на наших часах». № 3.

Лосев С.А. Использование видеоматериалов на уроках отечественной истории. № 6.

Мамедов Р.Ю. «Русская Правда» – первый свод законов Древней Руси (урок в Х классе). № 6.

Мильман А.Б. Генезис феодализма – основное содержание средневековой эпохи (уроки в старшей школе). № 9.

Новые методические пособия издательства «Просвещение». № 7.

Овчинникова Н.П. Судьба России в спорах западников и славянофилов (разработка урока патриотического содержания в Х классе). № 3.

Северина Т. Составление путеводителя по истории Древней Индии (мини-проект в V классе). № 8.

Стрелова О.Ю. Тост И.В. Сталина «За русский народ!» 24 мая 1945 г. (материалы для лабораторного занятия с документами). № 4.

Товмасян Т. Урок по теме «Общение» в старшей школе. № 9.

Тыновская Л.А., Тыновский С.Н. Крепостное крестьянство в России XVIII века (после 1773 г.). № 4.

Чекмасова И.В. Начало политической раздробленности на Руси (конспект урока в VI классе). № 2.

Сегодня в журнале – завтра на уроке

Анонс журнала «Гуманитарные исследования Внутренней Азии». № 6.

Морозов А.Ю. В поисках альтернативы. № 8.

Повседневная жизнь охотников на мамонтов. № 4.

Положение о Пятом Всероссийском конкурсе образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами». № 7.

Региональный учебник «История Карелии» (Петрозаводск, 2008). № 7.

Учебное пособие «История России с древнейших времен до начала XXI века». Под ред. академика РАН Л.В. Милова. В 3-х томах. М.: Эксмо, 2006. № 1.

Экономическая история России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. № 10.

ПИШ-информбюро

Карпов Г.М. Обобщающий труд о российском купечестве. № 3.

Международная (научная) конференция ИРИ РАН № 10.

Новости науки. Древний Ближний Восток. № 8.

Новости науки. Древний Египет. № 7.

Новости науки. Древний Рим. № 2.

Новости науки. Древняя Греция. № 1.

Новости науки. Древняя Русь. № 4, № 10.

Новости науки. История Средних веков. № 3.

Новости науки. Китай в древности и в средние века. № 9.

Новости науки. Новая история. № 5.

Преподавание истории в этнонациональных регионах РФ (итоги всероссийской конференции). № 6.

Опубликовано в Указатели за 2000-е годы.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*