Преподавание истории в школе 2007
Указатель статей
Актуальная тема
Каким быть современному учебнику истории?
Данилов А.А. Не уйти от требований дня. №1.
Изюмский А.Б. Достоверность исторического факта в учебниках. № 1.
Морозов А.Ю. Учебники по истории: традиции и новации. № 1.
Учебник истории: старт в новый век. № 1.
ИКТ в преподавании истории и обществознания
Виртуальный круглый стол. № 2.
Тороп В.В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. № 2.
Чернов А.И. Разработка тестовых оболочек и интерактивных задачников по истории в среде Macromedia Authorware. № 2.
Чистов В.В. Как начать освоение информационных технологий? № 2.
Национальные отношения
Алафаев А.А., Тетуев А.И. Россия на Северном Кавказе в XVIII – начале ХХ в. № 3.
Бельский Э. Национальный вопрос в Российской империи в схемах. № 3.
Гугнина О.В. Метод проектов в воспитании толерантности. № 3.
Иоффе А.Н., Кишенкова О.В. Урок «Этнос, народ, нация». № 3.
Никитин Н.И. Национальная политика Российской империи в Сибири. № 3.
Повторительно-обобщающий урок
Иоффе А.Н. Тема «Политическая история России XVIII века. Итоговое занятие». № 4.
Кобозева Е.В. Михаил Ярославич, великий князь Тверской и Владимирский (обобщающий урок-игра по краеведению). № 4.
Цыренова М.Г. Повторительно-обобщающий урок по истории. № 4.
Шпак И.И. Повторительно-обобщающие уроки по истории Древнего мира. № 4.
Метод проектов
Беляков Е.М., Воскресенская Н.М. Проектная деятельность в образовании. № 5.
Ваисова Л.М. Информационные технологии в проектной деятельности по истории и обществознанию. № 5.
Герасимова Т.Б. Организация проектной деятельности в школе. № 5.
Мачехина О.Н. Ролево-игровое проектирование в свете компетентностного подхода в образовании. № 5.
Современное состояние и перспективы развития школьного исторического образования
Выступление Президента РФ В.В. Путина на встрече с делегатами Всероссийской конференции преподавателей гуманитарных и общественных наук 21 июня 2007 г. № 6.
Данилов А.А. Школьное историческое образование в России в начале XXI века. № 6.
Калачев И.Г. Школьное историческое образование в современной России: некоторые теоретические проблемы. № 6.
Кацва Л.А. Преподавание истории в современной российской средней школе. Размышления консерватора. № 6.
Лукутин А.В. Знал ли Пушкин Достоевского… № 6.
Революция 1917 г. в России: к 90-летию эпохальных событий
Бельский Э.Н. Как использовать графики при изучении революций в России. № 7.
Волобуев О.В. 1917 год в истории России: что это было и как это объяснить. № 7.
Леонов С.В. Великая французская и Великая Октябрьская революция: опыт сравнительного анализа. № 7.
Осипова Т.В. Социальный эксперимент в деревне: комбеды. № 7.
Революции в России, 1917 год: новая литература 2006–2007 гг. № 7.
Музейная педагогика
Гогиберидзе Г.М., Чесняк М.Г. Формирование музейной педагогики. № 8.
Государственный музей политической истории России. № 8.
Морозова И.А. Музейная педагогика в Сети. № 8.
Петушкова Н.П. Приобщение учащихся к музею исторического профиля. № 8.
Сечин А.Г. Российский центр музейной педагогики и детского творчества. № 8.
Фатеев А.В. Учитель в музее (занятия в Государственном историческом музее). № 8.
Что можно прочитать по теме «Музейная педагогика». № 8.
Парламентаризм в России
Бережнова Е. Выборы в Заповедном лесу (примерный сценарий игры в начальной школе по мотивам сказки А. Милна «Вини Пух и все, все, все»). № 9.
Верещагина Т.В. Избирательное право в современной России (урок-практикум). № 9.
Ветрова С.В. Игра «Как выиграть выборы?». № 9.
Ершова О.Ю. Должны ли выборы оставаться добровольными? Структурированная дискуссия в старшей школе. № 9.
Иоффе А.Н. Документы для анализа при изучении темы «Парламентаризм» в старшей школе. № 9.
Мостяева Л.В., Мостяев Ю.Н. Современный российский парламентаризм. № 9.
Обухова Л.Г. Элективный курс по обществознанию в старшей школе «Я – будущий избиратель». № 9.
Организация учебной деятельности учащихся
Бельский Э.Н. Разработка учебных заданий по истории. № 10.
Долгодворова Е.Ю. Лабораторные формы работы в преподавании общественных дисциплин в старшей школе. № 10.
Салмина М.С. Задания по историческим персоналиям конца XVI – первой половины XVII в. «Узнай кто это» (Х кл.). № 10.
Юрченко Е.С. Коллоквиум по истории: от школы к вузу. № 10.
История и обществознание
Алафаев А.А., Тетуев А.И. Национальная политика советского периода (на материалах Северного Кавказа). № 9.
Антошин А.Ю. Несколько мыслей о природе государственной власти. № 5.
Базанов С.Н. Генерал Брусилов. № 8.
Булавинцева М.Г. Сахалин–Карафуто: история границы сквозь ценность образования. № 6.
Виноградов М.А. Август – основатель Римской империи. № 4.
Дмитриева О.В. «Во многой мудрости – много печали»? (К обсуждению современных учебников в № 1 ПИШ, 2007 г.). № 6.
Жукова Л.А. Мир русской дворянской усадьбы: быт и праздники. № 10.
Жукова Л.А. Социокультурные особенности российского дворянства (XVIII – начало ХХ в.). № 9.
Иванов Н.С. Аграрная политика после Октября 1917 года. № 4.
Карпов Г.М. Средневековый Дубровник. № 10.
Киреев А.А. 42-й президент США Уильям Джефферсон Клинтон. № 2.
Коровин В.В. Начало партизанского движения (1941 г.). № 8.
Лисейцев Д.В. Что называли «Смутой» ее современники? № 5.
Молодцева И.В., Саволайнен Г.С. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка. № 1.
Никитин К.М. Внешняя политика СССР в 1985–1988 гг. № 3.
Петрунина Ж.В. «Восточный вопрос»: понятие и основные этапы. № 4.
Покровская С.В. «Выстрел в будущее»: Союз воинствующих безбожников СССР. № 7.
Пучков П.А. История в системе школьного образования Великобритании. № 2.
Столов В.Б. По поводу двух материалов в журнале № 7–2007. № 10.
Теремов А.В., Турунова Т.М. Изучение историко-научных, историко-культурологических и проблемно-ориентированных знаний как фактор интеграции образования. № 9.
Трепавлов В.В. Кочевники южнорусский степей. № 3.
Фатеев А.В. Образование и воспитание в первое послевоенное десятилетие. № 1.
Фукс А.Н. Школьные учебники по отечественной истории как историографическое явление. № 7.
Харин Е.С. Проблема метода в исторической науке сегодня. №1.
ЕГЭ
Артасов И.А. Проблемы, связанные с выполнением заданий на анализ исторической ситуации. № 6.
Артасов И.А. Работа с заданиями на анализ исторической ситуации в основной школе. № 8.
Артасов И.А. Работа с заданиями, предполагающими атрибуцию исторического источника. № 9.
Артасов И.А. Подготовка учащихся к выполнению заданий на анализ исторических источников. № 10.
Еще раз о результатах ЕГЭ по истории в 2006 г. №1.
Лошков Д.Б. Тренировочные задания по истории России ХХ века для подготовки к ЕГЭ (С5 – задания на сравнение). № 4.
Лошков Д.Б. Тренировочные задания по истории России ХХ века для подготовки к ЕГЭ (С6 – задания на анализ исторической ситуации). № 7.
Стрелова О.Ю. Единый государственный экзамен по истории: часть С («Драма в трех действиях с прологом»). № 1.
Стрелова О.Ю. Послесловие к статье И.А. Артасова. № 6.
Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «Российская империя в 1725–1762 гг. Эпоха дворцовых переворотов». № 4.
Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «Российская империя в 1762–1801 гг.». № 5.
Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «Российская империя при Александре II (1855–1881)». № 7.
Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «Российская империя при Александре III и в начале правления Николая II (до 1900 г.)». № 8.
Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «Российская империя в начале ХХ века» (1900–1916 гг.). № 9.
Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «Российская история при Николае I (1825–1855)». № 6.
Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «Российское государство при первых Романовых (до 1689 г.)» № 2.
Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «Россия в 1917–1921 гг.». № 10.
Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «Русское государство в 1601–1618 гг. Смутное время». № 1.
Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «Эпоха Петра Великого (1689–1725 гг.)». № 3.
Методика
Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории. № 9.
Анин О. На рынке школьных учебников. № 5.
Бельский Э. История международных отношений в ХХ веке в схемах. №1.
Ваисова Л.М. Использование блоков по истории России в предпрофильной подготовке в VIII–IX классах. № 7.
Глебова В.Л. Тема урока «Принцип разделения властей в различных формах государственного устройства». № 5.
Идатчиков Н.Н. Аттестация и экспертиза работы учителя. № 2.
Издательство «Просвещение» представляет: О преподавании обществоведения в профильных классах. № 9.
Имбер Ж.Б. Движение декабристов – преступление или подвиг? (Игровое занятие в VIII классе). № 4.
Казанина Н.Е. Урок в Х классе на тему: «Москва во главе объединения русских земель». № 8.
Кишенкова О.В. О логике построения учебных курсов истории в средней школе. № 10.
Кишенкова О.В. О разработке объективной системы оценки качества образования в российской школе. № 7.
Коваль Т.В. Начало правления Александра II (уроки в Х классе, базовый уровень). № 2.
Коваль Т.В. Трансформация личного опыта старшеклассника на уроках обществознания. № 6.
Кондратенко И.Н. Тема «Семья в обществе». № 3, 4.
Король М.П. Смута – глубокий структурный кризис в России. Альтернативы начала XVII в. (урок в Х классе профильной школы). № 10.
Матюхина Н.А. Изучение роли СМИ в курсе обществознания. № 2.
Морозов А.Ю. Опасный консерватизм. № 9.
Морозова О.Е. Личностно ориентированный подход при изучении истории в начальной школе. № 8.
Музаева З.Д. Чеченский кризис, его природа и эволюция (урок в XI классе). № 7.
Пайгусов А.И. Интегрированный урок как форма организации интегрированного обучения. № 10.
Скворцова Ю.С. Методическая разработка по истории для 7 класса КРО по теме «Церковный раскол». № 1.
Соловьев М.С. Новое содержание в традиционной краеведческой работе. № 5.
Трунова Е.Г. Невербальный компонент в педагогическом общении: способы формирования. № 5.
Чернобай Е.В. Мультимедийные средства обучения историческим дисциплинам в условиях информатизации образования. № 7.
Яснитский Н.А. Урок по теме «Нашествие Бату-хана на Русь». № 3.
Сегодня в журнале – завтра на уроке
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Программа элективного курса «История современной России: от М.С. Горбачева до В.В. Путина». № 6, 7.
Документы о положении крепостных крестьян России в XVIII в. № 3.
Корытова Н.К. «Путешествие в Древний Египет» (сценарий КВН). «Рыцарский турнир» (опыт реализации проекта в VI классе). № 8.
Крицкая Н.Ф., Петухова М.В. «Война бывает полезна главным образом побежденным…» (обобщающий урок по истории в Х–XI классах). № 10.
Назарова Л.А. Урок по теме «Гражданское общество» (IX класс). № 9.
О. Бисмарк о России. №1.
Петухова Н.В. «Этот первобытный мир» (урок повторения для V класса). № 6.
Пустовалова Е.Е. «Холодная война»: штрихи к портрету (IX класс). № 8.
Рыбаков С.Д. Способы организации работы с иллюстративным материалом на уроках истории (на примере карикатур политического содержания). № 5.
Шаповал В.В. Повседневное меню в исторических коллизиях ХХ века. № 2.
Среди книг и журналов
Бартлетт Р. Становление Европы: экспансия, колонизация, изменение в сфере культуры. № 8.
Бестужев-Лада И.В. Очень уж краткая история человечества с древнейших времен до наших дней и даже несколько дольше. № 10.
Джонатан Свифт (к 340-летию со дня рождения). № 10.
«Задавая вопросы прошлому…» (Юбилейный сборник к 75-летию О.В. Волобуева). № 7.
Настольная книга учителя истории. 5–11 классы. № 5.
Новые издания по истории мировых религий. № 3.
Новые книги серии «Жизнь замечательных людей». № 6.
Особенности Византийской цивилизации К.В. Хвостова. М.: Наука, 2005. №1.
Переиздание первого толкового словаря русского языка. № 4.
Поляков Л.В. О книге для учителя «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке». № 7.
Тыновский С.Н. Обзор журнала «Отечественная история» за 2006 г. № 2, 3, 4.
ПИШ-информбюро
90-летие Государственного центрального музея современной истории России. № 5.
VII Всероссийская конференция МОООПИ. № 5.
В Государственном историческом музее. № 8.
В мире новостей. № 1, 4, 5.
В мире новостей. Древний Ближний Восток. № 9.
«Вдохновение Севера» – одаренные дети Севера в Совете Федерации. № 5.
Вернисажи Государственного исторического музея. № 2, 5.
Год сайту журнала «Преподавание истории в школе». № 8.
Итоги конкурса ПИШ на лучшую поурочную разработку. № 6.
Новости науки. № 6, 7.
Новости науки. Древние Индия и Китай. № 10.
Новости науки. Древний Египет. № 8.
Семинар «Смутное время в России». № 3.
Список конкурсных работ, присланных в редакцию в 2006–2007 гг. № 5.
Указатель статей, опубликованных в журнале в 2006 г. №1.
Учебники по истории и обществознанию, рекомендованные (допущенные) Министерством образования и науки Российской Федерации и включенные в федеральные перечни учебников на 2007–2008 учебный год. № 2.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.