Актуальная тема: ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию
Э.Н. Бельский. Подготовка по истории ХХ века к Государственной итоговой аттестации в новой форме в IX классе.
В статье представлена полноценная концепция подготовки девятиклассников к Государственной итоговой аттестации.
Н.Ф. Крицкая. Задания по обществознанию в системе подготовки к ГИА.
Рассматривается влияние формы аттестации на организацию учебного процесса, представлены материалы для подготовки учащихся к ГИА.
А.Ю. Морозов. Историко-географический тренинг по истории отдельных русских княжеств и земель в XII – начале XIII века.
Географически ориентированный тренинг по истории некоторых княжеств и земель в эпоху феодальной раздробленности.
В.П. Киселев. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: из опыта работы.
Автор материала делится опытом подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
О.В. Гугнина. Подготовка к написанию эссе по обществознанию.
Материал содержит практические рекомендации по подготовке к написанию эссе по обществознанию.
В.Б. Перхавко. Былинные герои и их прототипы.
В статье рассматривается проблема соотношения былины и исторической реальности, предпринимается попытка выявить прототипы основных героев былинного эпоса.
П.А. Гнездилова. К вопросу о понятии гражданственности.
В статье обобщены и систематизированы представления о гражданственности в разные исторические эпохи и с позиции разных научных направлений.
Алек Д. Эпштейн. Историческая политика и историческое образование: взгляд на российский опыт изнутри, но со стороны.
Автор статьи поднимает вопрос сосуществования нескольких исторических нарративов, отмечает опасность сведения их к единственно верному варианту.
А.Б. Изюмский. Участие СССР во Второй мировой войне и Великая Отечественная война в современных школьных учебниках.
Автор анализирует презентации Великой отечественной войны и роли СССР во Второй мировой войне, представленные в нескольких популярных школьных учебниках.
А.В. Кустова. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром (урок развивающего обучения в Х классе).
Методическая разработка реализует принципы развивающего обучения (урок для 10 класса).
В.А. Корнев. Русская православная церковь и государство: развитие отношений на протяжении десяти веков.
Статья посвящена анализу развития церковно-государственных отношений в России за период от принятия христианства до начала XXI в.
А.В. Матвеев. Консервативное направление в русской историографии и Н.К. Шильдер.
Автор анализирует основные воззрения на историософию консерватизма, существующие в современной историографии.
Л.В. Силина. М.А. Суслов и его политическое окружение в мемуарах современников и исторических исследованиях.
В статье предпринята попытка обобщить имеющиеся факты и оценки деятельности главного идеолога ЦК КПСС.
С.А. Кувалдин. Политика польского коммунистического руководства и оппозиции летом 1989 года.
Статья посвящена влиянию планов по созданию «большой коалиции» представителей различных политических сил на поведение польских властей и оппозиции после поражения на парламентских выборах 1989 г.
Также в номере:
— Колонка главного редактора;
— Порнография в школе (рецензии на книги В.Б. Миронова);
— Сахалинская история глазами автора школьных учебников истории;
— Выдающийся организатор российского образования (к 100-летию со дня рождения М.А. Прокофьева);
— Указатель статей, опубликованных в журнале в 2010 г.;
— Новости науки.
Материалы дискуссии вокруг книги Миронова есть в Интернете:
http://hist1.narod.ru/Science/Russia/Mironov/2.htm
http://hist1.narod.ru/Science/Russia/Mironov/3.htm
Да, я снабдил информацию о Миронове ссылками на ряд материалов в Интернете. Основные материалы не столько на сайте Нефедова, сколько на страницах интернет-альманаха «Клиодинамика» (http://cliodynamics.ru). Однако в журнале мы опубликовали интересный отрывок из его последней книги, которого в Инете нет (по крайней мере пока).