Контент


С.В. Болотов. Антисоветская агитация и пропаганда в зарубежной печати накануне Великой Отечественной войны

Антисоветскую пропаганду как историческое явление принято ассоциировать, прежде всего, с разгаром «холодной войны», в ходе которой в средствах массовой информации развернулось противостояние пропагандистских машин стран Запада и стран социалистического блока. Отыскать конкретную точку отсчета истории антисоветской пропаганды так же трудно, как определить хронологические рамки «холодной войны». Можно указать в качестве логического начала антисоветских выступлений негативную реакцию правительств и общественности стран Запада на отказ пришедших к власти большевиков продолжать борьбу с Германией и её союзниками в ходе Первой мировой войны. Однако современная общественно-политическая конъюнктура делает все более и более актуальным лишь один эпизод многолетней истории антисоветской пропаганды, напрямую связанный с советской политикой накануне Великой Отечественной войны.

Основные точки приложения антисоветской риторики в этот период хорошо известны. Речь идет о Пакте Молотова-Риббентропа и общем сближении СССР и гитлеровской Германии в 1939-1940 гг., Польском походе РККА 1939 г. и последующем разделе Польши, антирелигиозных гонениях в Советском Союзе и Советско-финской («Зимней») войне 1939-1940 гг. В связи с этими сюжетами в антисоветской пропаганде освещались и более ранние исторические события: Советско-польская война 1919-1921 гг.,  Советско-грузинская война 1921 г., два советско-финских военных конфликта времен Гражданской войны, а также другие события, используя которые можно было выставить советскую власть в неприглядном образе агрессора. Неудивительно, принимая во внимание этот перечень, что наиболее активными центрами притяжения антисоветской пропаганды стали Франция, Англия, Соединенный Штаты Америки, а также польское правительство в изгнании, базировавшееся сначала в Анжере (Франция), а затем в Лондоне[1].

В английской и французской печати накал антисоветизма поднялся до заоблачных высот еще до начала Второй мировой войны, особенно это проявилось начиная с того момента, когда стал очевиден провал политических переговоров СССР о создании системы коллективной безопасности в Европе с Англией и Францией и его сближение с Германией. С началом Второй мировой войны шквал антисоветской пропаганды и агитации достиг такой степени, что антисоветские выпады в большом объеме стали проникать на страницы не только тех газет, которые были настроены по отношению к Советскому Союзу враждебно, но и газет просоветской коммунистической ориентации. Этот процесс зашел так далеко, что органы советской цензуры вынуждены были изымать даже эти дружественные советскому строю газеты из обращения на территории СССР.

Так, 1 января 1940 г. начальник Главного управления по делам литературы и издательств (далее Главлит) Н.Г. Садчиков и начальник отдела контроля иностранной литературы Главлита Н.М. Бородин доложили в начальнику Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) П.Н. Поспелову о том, что на протяжении последних месяцев 1939 г. коммунистические газеты Англии и США все чаще стали помещать цитаты из антисоветских выступлений отдельных политических деятелей и журналистов. Цитаты эти иногда были снабжены разоблачительными комментариями, но выпускать их в продажу или в библиотеки для свободного пользования в пределах СССР они посчитали не целесообразным, что подтвердили следующими примерами[2].

Лондонская газета «Дейли Уоркер» от 29 ноября 1939 г. в статье «Они хотят другой войны» писала: «Следует обратить особое внимание на один из выпадов мистера Вилларда против советской внешней политики, которая стала такой же аморальной, такой же убийственной, такой же антисоциальной, как и внешняя политика гитлеровской Германии». В той же статье приводились цитаты из французской прессы. Газета «Парижский Матэн» писала: «Германский народ и советская революция маршируют плечом к плечу — может быть они съедят друг друга, но не раньше, чем мы одержи над ними победу». Другая французская газета «Аксион Франсез» утверждала: «Если Берлин был и остается врагом №1, то Москва стала врагом №2». Газета «Жустис» призывала читателей: «Нацизм и большевизм являются нашими врагами. Мы должны уничтожить одного и перерезать горло другого».

Газета «Дейли Уоркер» от 28 ноября 1939 г. передавая содержание статьи, направленной против английской компартии, упоминала «ось Гитлера-Сталина». Та же лондонская газета в декабре 1939 г. в одном из своих разделов поместила фельетон «Ленин о Моррисоне» (в то время один из лидеров Лейбористской партии и будущий министр иностранных дел Великобритании), в котором было написано: «Герберт Моррисон, этот выдающийся ленинист, выступая на конференции женщин лейбористок в Лондоне, заявил, что помощь Красной Армии Народному Правительству Финляндии достаточна, чтобы заставить Ленина подняться из своего склепа на Красной Площади для того, чтобы разоблачить своего империалистического наследника. Если в настоящий момент в склепе на Красной Площади происходит какое-либо движение, я воображаю, что это Владимир Ильич пытается встать, чтобы набросится на Герби». Несколькими днями позже «Дейли Уоркер» разместила на своих страницах карикатуру, изображающую Ленина, причем на ладони у него был нарисован лейборист Герберт Моррисон, который якобы говорил: «Да, вы должны были перевернуться в гробу». Ленину приписаны ответные слова: «Брось, Герби, мне говорили, что Маркс перевернется в гробу, когда Советам пришлось применить военные меры в Грузии в 1921 году».

Указав на эти и другие примеры антисоветской агитации и пропаганды, работники цензуры уведомили ЦК ВКП(б), что были вынуждены запретить распространение в СССР газет, помещающих подобные цитаты и карикатуры. Запрещенные номера «Дейли Уоркер» и других  прокоммунистических газет направлялись только в спецфонды учреждений, имеющих право на получение запрещенной литературы.

Если антисоветский пафос английских и французских газетчиков подогревали сами их правительства, делавшие заявления, направленные против внешнеполитических акций Советского Союза, то журналистами и писателями польского происхождения двигала целая гамма чувств, от вполне понятной горечи от потери своей страны до яростной русофобии. Весьма показательно в этом отношении содержание польской литературы из груза, прибывшего в 1942 г. из Лондона в Куйбышев в адрес польского посольства в СССР и изъятого советской цензурой для проверки. Цензор изданий на польском языке капитан В.И Соколовский просмотрел 72 названия книг и журналов за разные годы, и доложил своему начальнику Н.Г. Садчикову о том, что в них «приводится враждебный взгляд на СССР, руководителей партии и советского правительства», что в своем докладе показал следующими примерами[3].

В предисловии брошюры «За христианские основы государственной жизни» католического кардинала Августа Глонда (основателя особой монашеской конгрегации священников для работы с польскими эмигрантами), изданной в Лондоне в конце 1941 г. было сказано: «Две материалистические системы, опирающиеся на учение Маркса, учение ненависти, нанесли Польше и справедливости смертельный удар». На вопрос о крушении целого ряда государств, Август Глонд отвечал: «В политику народов вмешался сатана. Он перемазал божескую мысль. Он осмеял этику. Он развеял политическую совесть. В живой организм государств он внес разлад. Свой идеал республики-демона он осуществил в большевизме. Обманутый, раздетый в идейном отношении народ он ведет к катастрофам через революционные посмешища». Многотысячный тираж этой брошюры был советской цензурой изъят и сожжен.

На обложке «Малого молитвенника», изданного в Лондоне в ноябре 1941 г. было помещено объявление о деятельности «Католического комитета для Польши», одной из задач которого было «собирание данных о современном положении в Польше, а особенно о религиозных преследованиях, как под немецкой, так и под советской оккупацией». Обложка брошюры была изъята и сожжена сотрудниками Главлита.

Польский автор Чеслав Есьман в своем «Северном путешествии подгалянцев» (серия «Жолнерская библиотека», №5 за 1940 г.) пишет о преследовании поляков в Вильно и в Львове органами Советской власти, о похищениях и вывозах вглубь территории СССР польских граждан.

Юрий Помян в своей книге «Жеч посполита» (серия «Жолнерская библиотека», №7 за 1940 г.) утверждает польские притязаний на Востоке, определяя польские территориальные претензии в следующих словах: «Границами так понятого жизненного пространства Польши являются: на севере – Балтийское море, на Западе – река Одер, на юго-западе Судеты, на юге – Моравские ворота и Карпаты, на юго-востоке – Днепр и, наконец, на северо-востоке – Двина». Автор обвиняет как царскую Россию, так и Советский Союз в их стремлении насильственными методами русифицировать восточные области Польши. Автор видит в истории Польши особую миссию защитницы Европы, упоминая Советско-польскую войну: «Будучи еще слабой, Польша дала пример своего значения для цивилизации, задержав в 1920 году нашествие варваров на запад». Величайшим завоеванием польского народа во всей его истории и путеводной звездой к грядущим победам Польши автор считает Люблинскую унию, с помощью которой Польша подчинила себе Литву, Белоруссию и значительную часть Украины.

В статье Юрия Цепеловского «Третий май» (серия «Жолнерская библиотека», №11 за 1941 г.) было опубликовано выступление генерала Сикорского (главы правительства Польши в изгнании), в котором намерения Сталина и Гитлера в отношении Польши в 1939 г. были  названы «преступными планами».

Польский журнал «Скарб родзины», издаваемый в США, из номера в номер печатал антисоветские статьи, публиковал материалы о преследовании поляков и католиков в СССР, притом продолжив эту практику даже после заключения польско-советского договора о дружбе.  В номере «Скарб родзины» №6 за 1926 г. был опубликован рассказ С. Маланевского «Великая битва народов», посвященный борьбе интервентов против Советской республики в 1919 г. В этом рассказе красноармейцы изображались дикарями, русские именовались «москалями» «низшей расы» и тому подобными оскорбительными названиями. В номере «Скарб родзины» №8 за 1926 г. в стихотворении «Ксендз Скорупко», посвященном польскому национальному герою Советско-польской войны 1919-1921 гг. Игнатию Скорупко, Красная Армия была названа дикой ордой. В номере «Скарб родзины» №1 за 1940 г. в статье «Почему развивается религия в России» указывалось на то, что в СССР все религии преследуются, что молодежь совершает налеты на дома, в которых, по её предположению, проводятся молебны, приводился рассказ о том, что за слушание по радио молебна некоего католика советский суд осудил на три года тюремного заключения. В статье утверждалось, что уже один шепот молитвы «Отче наш» выводил Сталина из равновесия.

Комплект польского журнала «Франтишканский ежемесячник» за разные годы также содержал явную антисоветскую пропаганду. В «Франтишканском ежемеячнике» №2 за 1940 г. в статье «Домоклов меч» было сказано: «Величайшими в мире тиранами являются сегодня Сталин и Гитлер. Сталин приказал расстрелять сотни тысяч своих врагов, обвиненных в заговоре, измене, саботаже». Отметив, что Бог послал мучительную смерть всем тиранам от Нерона до Троцкого, автор статьи пишет: «Таков же будет конец и тех, которые еще остались под знаком свастики, серпа и молота». В «Франтишканском ежемесячнике» №4 за 1940 г. в статье «Редакционные замечания» был помещен следующий текст: «А как же с нашумевшей в свое время версией о могуществе большевистской России? В трезвонных устах Сталина и Молотова угрожало это могущество всему миру, не исключая и Америки. Сегодня оно разлетается в пух и прах на незначительных укреплениях линии Маннергейма и целиком недооцениваемой Финляндии. Что теперь думает Литва, Латвия, Эстония, которые так охотно приняли медвежью услугу соседнего кота? Теперь следует ожидать, что скоро русские войска, погнанные в битву вторым войском из тыла, поднимут бунт, в результате которого рухнет, наконец, безбожная большевия, как рухнет и варварская нацистская Германия… Тогда наша Польша – со своим верным и мужественным народом – займет положение руководителя на восточных пространствах Европы. Этого можем легко дождаться в этом же году, ибо на то имеются бесспорные данные».

В одном из номеров журнала «Апостол», издаваемого в США, особое внимание было уделено антирелигиозным гонениям в СССР. Так, в статье под названием «Примас Глонд о борьбе большевиков с религией и польскостью» указывалось, что в восточных районах Польши, находящихся «под советской оккупацией», целью советских органов является уничтожение католицизма. О большевистской антирелигиозной пропаганде было сказано следующее: «Небольшую силу имеет советская пропаганда потому, что на самой нищете большевиков, на их культурной отсталости, на их деградации население видит результаты системы, составной частью которой является атеизм».

В другом номере журнала «Апостол» был помещен следующий антисоветский анекдот:

«Комиссар Попов заходит на квартиру комиссара Павлова, чтобы арестовать последнего. Дверь отпирает жена Павлова.

— Гражданка, я пришел арестовать Вашего мужа.

— Товарищ, мне очень неприятно, но Вы должно быть разошлись в пути, ибо он пошел именно Вас арестовывать».

Польский журнал «Меч духа», издаваемый в Лондоне, поместил статью бывшего польского министра Станислава Грабского «Нужно начать от себя любимого», в которой делается сравнение захватнической политики Москвы времен Ивана III с политикой Советского Союза. Грабский видит разницу лишь в том, что захватническая политика царей прикрывалась лозунгом объединения славянских народов, а то время когда советская Россия ведет ту же захватническую политику под лозунгом всемирной революции под руководством Москвы.

Капитан В.И. Соколовский отрапортовал начальнику Главлита Н.Г. Садчикову об изъятии и уничтожении литературы антисоветского толка из груза польскому посольству.

В дальнейшем, в связи с созданием антигитлеровской коалиции, совместной борьбой СССР и союзников с фашизмом, победой Советского Союза во Второй мировой войне и его всеобщим признанием в качестве великой державы, западная антисоветская агитация и пропаганда ненадолго сбавила обороты, но лишь затем, чтобы вновь их набрать с началом холодной войны. Тем не менее, можно предположить, что по необходимости наладить отношения с союзниками по антигитлеровской коалиции советское руководство и лично И.В. Сталин сделали некоторые выводы из антисоветских выступлений в зарубежной печати. Это касается, прежде всего, обвинений в церковных гонениях. Уже в 1942 г. в Советском Союзе с санкции высшего руководства страны вышла, была переведена на иностранные языки и разослана по заграничным адресатам книга «Правда о религии в России», в которой духовенство Русской Православной Церкви пыталось убедить читателей в полном отсутствии в СССР притеснений на религиозной почве, а также решительно выражало свою поддержку советскому правительству и Красной Армии, ведущим борьбу с фашистской Германией. В результате личной встречи церковного руководства со Сталиным в 1943 г. после долгого перерыва был избран патриарх Русской Церкви, а сама она включилась в активную международную деятельность на просоветских позициях[4].

Ознакомившись со всеми приведенными выше примерами, нетрудно заметить, что значительная часть антисоветской риторики конца 1930-х – начала 1940-х гг. за исключением, пожалуй, религиозного вопроса перекочевала в современную антироссийскую риторику, направленную как против политического курса российского руководства, так и против исторического прошлого России. Все чаще из уст общественных и политических деятелей и за границей, и внутри нашей страны звучат речи, в которых Советский Союз сравнивают с гитлеровской Германией, и подчеркивают его агрессивные политические устремления. От России, как правопреемницы СССР, требуют дать новую оценку своему историческому прошлому. События весны 2010 г., связанные с крушением самолета польской делегации, следующей на поминальные мероприятия в Катынь, показали мировой общественности важность этих исторических оценок для российского руководства и лично президента Д.А. Медведева. Дальнейшее изучение истории этой актуальной проблемы должно помочь как специалистам, так и людям, интересующимся историей и политикой, сориентироваться в нынешней непростой ситуации.


[1] Международные коалиции и договоры накануне и во время второй мировой войны. М., 1990.

[2] ГАРФ, Ф. Р-9425, Оп. 1, Д. 18, Л. 16-18.

[3] ГАРФ, Ф. Р-9425, Оп. 1, Д. 110, Л.136-142.

[4] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 2005; Болотов С.В. Русская Православная Церковь в международной политике СССР 1940-х гг. // Преподавание истории в школе. 2009, №9.

Опубликовано в Статьи за 2010 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*