Ольга Михайловна Хлытина – кандидат педагогических наук, доцент, директор института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск.
Актуальность и контекст обсуждения темы. В современном мире умение использовать и критически анализировать визуальные источники информации крайне востребовано и в повседневной жизни, и в профессиональной деятельности. Доступность мобильных устройств с фото- и видеокамерами позволила представителям разных поколений включиться в процесс визуализации событий частной и общественной жизни, участвовать в масштабном обмене визуализированными интерпретациями происходящего, сохранять и конструировать свое прошлое с помощью современных медиа памяти (блоги, социальные сети и др.).
Общеизвестно, что изучение истории базируется на исторических источниках, во всем многообразии которых письменные источники традиционно выступают основой научного исторического познания. Вместе с тем «визуальный поворот» в гуманитаристике, проявившийся в интересе исследователей к визуальной культуре общества и механизмам ее влияния на чувства людей и массовое сознание, на формирование стереотипов деятельности и поведения привел к интенсивному развитию визуальной антропологии, расширению тематики научных исторических исследований, обогащению круга привлекаемых источников, а также поиску адекватных методов и технологий исторического анализа визуальных источников. Обращаясь к визуальным образам прошлого, историки изучают их как продукты социальной и культурной практики, (ре)конструирующие действительность с конкретными целями, по особым правилам, с использованием специальных средств художественной выразительности психологического воздействия и требующие ввиду этого сочетания логических и эстетических приемов анализа.
Исторические картины и фотографии – традиционные виды изобразительной наглядности, используемые в практике обучения истории многие десятилетия. Поскольку учебное историческое познание связано с научным и на уровне объекта познания, и на уровне познавательных процедур, вполне закономерно, что методологические трансформации в базовой исторической науке стимулируют переосмысление сущности учебного исторического познания, уточнение перечня предметных умений и (или) входящих в них учебных действий. Анализ тематики и проблематики методических публикаций, посвященных раскрытию дидактического потенциала и путей использования изобразительной наглядности на школьном уроке истории свидетельствует об изменении на рубеже XX–XXI вв. языка описания познавательной деятельности школьников: традиция применения картин как иллюстраций к учебным текстам и источников исторической информации была дополнена использованием их как визуальных исторических источников, требующих критического анализа.
Ранее нами было показано, что в разных периодах развития школьного исторического образования в России в ХХ – начале XXI в. были обоснованы и успешно апробированы три стратегии ученического анализа исторической живописи, имеющие место в современной практике обучения истории: 1) реконструкция на их основе образов прошлого; 2) изучение произведений искусства в контексте истории культуры; 3) критический анализ воплощенных в визуальных источниках авторских оценок и интерпретаций. Данные стратегии применимы и к фотографиям, которые в ХХ в. стали признанным средством фиксации, хранения и трансляции памяти о масштабных исторических событиях и повседневной жизни.
Цель данной статьи – на примере фотографий и исторических картин, созданных современниками и потомками событий Великой Отечественной войны, охарактеризовать методические пути реализации указанных стратегий на современном уроке истории.
Реконструкция образов Войны и Победы на основе исторических картин. Методика использования изобразительной наглядности при создании у обучающихся образных исторических представлений, сочетающих сущностные и оценочные характеристики прошлого, детально разработана советскими методистами А.А. Вагиным, Д.Н. Никифоровым, П.В. Горой и др. Реализация данной стратегии анализа произведений исторической живописи при изучении событий Великой Отечественной войны помогает школьникам не просто узнать о важнейших сражениях, жизни советских людей на фронте и в тылу, но испытать чувство боли и гордости за свою страну, сопереживать своим предкам.
Среди всего многообразия картин, посвященных Великой Отечественной войне, особый эмоциональный отклик у учеников вызывают произведения, созданные современниками событий. И это не случайно, поскольку, находясь в центре событий, художники фактически создавали визуальную летопись войны, изображали характеры людей, доносили до зрителя отношение к войне, к человеку на войне, к Родине, прославляли подвиг советского народа и демонстрировали веру в победу над врагом. Назовем лишь несколько таких картин, большинство из которых в разные годы было включено в школьные учебники истории: А.А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941), В.Н. Яковлев «Потрет генерал-майора И.В. Панфилова» (1942), А.А. Пластов «Фашист пролетел» (1942), С.В. Герасимов «Мать партизана» (1943), В.П. Ефанов «Сталинград» (1943), П.А. Кривоногов «Победа» (1948), М.И. Хмелько «Триумф победившей Родины» (1949) и др.
При создании эмоционально окрашенных образов Войны и Победы исторические картины могут использоваться на разных этапах урока, выступая визуальным эпиграфом к теме, сопровождая изложение учителя, становясь для школьников объектом познавательной деятельности и источником исторической информации. Важно, чтобы ученики, описывая картину или составляя по ней рассказ о событии и его участниках, обращали внимание не только на сюжет, но и на характеры героев, реконструировали их чувства и переживания, демонстрировали свое отношение к изучаемым событиям.
Изучение произведений изобразительного искусства о Войне и Победе в контексте истории культуры. При реализации данной стратегии ученики узнают об авторах и произведениях, знакомятся со стилистическими особенностями картин, обращаются к историческому контексту их создания.
На страницах большинства школьных учебников истории представлена картина К.Ф. Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» (1942). В новом учебнике В.Р. Мединского и А.В. Торкунова «История России. 1914–1945 годы» для X кл. именно эта картина помещена на обложку.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.