Актуальная тема: Визуальные образы прошлого: новые стратегии изучения
О.М. Хлытина. Образы Войны и Победы в фотографиях и исторических картинах: стратегии изучения на школьном уроке.
В статье охарактеризованы три стратегии ученического анализа исторической живописи и фотографий при изучении истории: 1) реконструкция на их основе образов прошлого; 2) изучение произведений искусства в контексте истории культуры; 3) критический анализ воплощенных в визуальных источниках авторских оценок и интерпретаций. Предложена система вопросов и заданий к картинам и фотографиям, созданным современниками и потомками событий Великой Отечественной войны, помогающая научиться анализировать их как визуальные исторические источники.
Ключевые слова: изобразительная наглядность, историческая картина, фотография, визуальный исторический источник, урок истории.
Ю.В. Дружинина. «Эй, вратарь, готовься к бою…»: обращение на школьных уроках истории к материалам советского агитационного текстиля при изучении спортивной жизни 1920-1930-х годов.
В статье представлены варианты организации познавательной деятельности учащихся с материалами агитационного текстиля при изучении спортивной жизни советского государства в 20-30-х гг. ХХ в. Предложены задания, требующие обращения к разножанровым источникам, искусственному интеллекту. Сделан вывод о важности использования агитационного текстиля при изучении истории для понимания школьниками политики советского государства в спортивной сфере, усвоения ими символов эпохи.
Ключевые слова: советский агитационный текстиль, 1920-1930 годы, история спортивной жизни, Советский Союз.
История и обществоведение
И.С. Мокшина, Т.Ю. Нечаева. 1812 год в российской журналистике.
Эпоха Отечественной войны 1812 г. оказала огромное влияние на дальнейшее развитие России, ее политику, экономику, культуру, вызвала подъем национального самосознания, привела к развитию общественного движения и общественной мысли, в том числе и оппозиционной. Одним из основных источников информации о ходе военных действий, развертывании народной войны против врага была периодическая печать. В периодике, военной публицистике отражались общественные настроения и идейные разногласия времени.
Ключевые слова: периодическая печать, военная публицистика, жанры периодики, информация, благотворительность, патриотизм, подвиг народа, наполеоновская пропаганда, национальное самосознание.
В.Л. Даноян. Законодательная деятельность Николая I в сфере городского общественного управления.
В статье изучается государственная деятельность, направленная на реформирование органов городского общественного управления и самоуправления в период правления императора Николая I, за исключением разработки и введения Городового положения 1846 г. в Санкт -Петербурге.
Ключевые слова: городское общественное самоуправление, законодательство, городская дума, ратуши, реформы, полное собрание законов Российской империи, Николай I.
О.П. Окопная. Эпидемия тифа на территории России в годы Гражданской войны: масштабы, меры борьбы, профилактика.
В статье показаны масштабы эпидемиологической катастрофы в России в годы Гражданской войны, вызванной сыпным тифом. Даётся характеристика организации противоэпидемических мероприятий и санитарного обеспечения. Автор обращает внимание на качество врачебной помощи и отмечает, что эвакуация оставалась слабым местом медицины в годы военного столкновения. Особую роль в победе над эпидемией сыграли профилактические мероприятия, а также научная и просветительская работа.
Ключевые слова: больные войны, гражданская война, организация борьбы с эпидемией тифа, предупреждение, потери, профилактика.
К.А. Зверев. Преподавание истории в школах прибалтийских республик: трансформация памяти о прошлом.
Статья посвящена проблеме преподавания истории в прибалтийских республиках. С обретением независимости в Эстонии, Латвии, Литве в значительной степени изменились оценки прошлого, а в годы независимости сложился собственный взгляд на историю, который предопределил изменения и в школьном курсе истории, в том числе и для школ национальных меньшинств. Данный взгляд на прошлое оформился в виде национальной политики памяти, которая может быть сведена к интерпретации советского периода истории как «советской оккупации», идеализации республик 1920-1930-х гг. (по отношению к которым современные Эстония, Латвия, Литва и объявили о правопреемстве); представление всего предшествовавшего периода собственной истории как борьбы за независимость от иноземных захватчиков. Всё это предопределило негативный настрой по отношению к России и её роли в истории региона, а также весьма тенденциозное изложение совместной истории. При этом следует отметить, что данные трактовки прошлого оказались восприняты местным титульным населением, но лишь отчасти русскоязычным меньшинством.
Ключевые слова: преподавание истории, историческая память, Прибалтийские республики, Эстония, Латвия, Литва, русскоязычное население.
В.Д. Анисимов. Разработка проекта внедрения элементов физической культуры в производственный процесс в годы первой пятилетки.
В статье анализируется начальный этап советского проекта по внедрению элементов физической культуры в производственный процесс в годы первой пятилетки. Рассмотрены вопросы управления, финансирования, кадрового обеспечения экспериментальных работ на советских предприятиях.
Ключевые слова: физическая культура, проект, исследование, производительность труда, производственный процесс, советская промышленность.
Методика
Н.В. Гришук. Домашняя работа в обучении истории: перезагрузка!?
В статье рассматривается основные проблемы организации домашней работы по истории, предлагаются дидактические приёмы, повышающие эффективность проектирования домашней работы по истории.
Ключевые слова: домашняя работа, домашнее задание, алгоритм учебной работы.
Ф.А. Такташева. Возможности использования мессенджера Telegram в практике преподавания исторических дисциплин в вузе.
В статье рассматриваются на примере Telegram возможности использования мессенджеров в образовании. Представлен опыт применения Telegram в преподавании исторических дисциплин в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете.
Ключевые слова: мессенджер Telegram, цифровая компетентность, информационно-коммуникационные технологии, исторические дисциплины.
М.С. Ружников, О.В. Мещерякова. Использование генеративного искусственного интеллекта для развития критического мышления школьников на уроках истории (на примере темы «Начало правления Петра I»).
В статьей представлен урок изучения нового материала по истории, направленный на формирование знаний о начале правления Петра I. Приведены примеры использования генеративного искусственного интеллекта для поддержки развития критического мышления школьников на уроках истории на уровне основного общего образования.
Ключевые слова: урок истории, правление Петра I, изучение нового материала, искусственный интеллект в образовании.
ЕГЭ и ОГЭ
Р.В. Пазин. Тематические тесты по разделу «Познание».
В публикации приводятся тематические тестовые задания по разделу «Познание» курса обществознания 10 класса.
Ключевые слова: обществознание, тесты, ЕГЭ, познание.
Труды молодых ученых
Д.А. Шаповаленко. Восстание Степана Разина в контексте военной истории XVII века.
Статья рассматривает движение под предводительством Степана Разина с точки зрения военной истории. В ней затронуты темы, касающиеся тактики, логистики и командования русской армии в период разинской «смуты». С учетом числа войск, привлеченных для подавления мятежа и тех последствий, которые нашли свои отражение в дальнейшей истории нашей страны, рассмотрение данного события в военном аспекте является весьма перспективным.
Ключевые слова: Разин, казаки, Дон, армия, правительство, Алексей Михайлович.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.