Контент


А.Ю. Морозов. Учебно-методический комплекс «История Астраханского края»: единство в многообразии

Много я видел учебников, учебных пособий и УМК по региональной истории, но УМК «История Астраханского края» (Астрахань, 2007) сразу поразил мое воображение. Судите сами: комплекс включает целых шесть (!) элементов:

  • учебное пособие «История Астраханского края с древнейших времен до конца XIX в.»;
  • учебную программу «История Астраханского края»;
  • рабочую тетрадь для учащихся;
  • пособие для учителя «Разработки уроков и внеклассных мероприятий по истории Астраханского края»;
  • сборник «Документальные материалы к урокам исторического краеведения»;
  • компьютерную презентацию «История Астраханского края в иллюстрациях».

Автор всего этого изобилия (другого слова тут и не подберешь) – заслуженный учитель России, учитель истории МОУ «Лицей №2 им. В.В. Разуваева» г. Астрахани, профессионал с многолетним стажем работы в школе Ю.А. Макаренко. Комплекс предназначен для работы по учебному курсу «История Астраханского края» в 9-х классах обще­образовательных учреждений Астраханской области. Он рекомендован Министерством образования Астраханской области для преподавания в общеобразовательных учреждениях данного региона.

Надо отметить, что еще одной важной особенностью данного УМК является его ориентирование на детей среднего школьного возраста, в то время как основная масса краеведческой научной и учебной литературы адресована либо специалистам, либо студентам вузов, либо в лучшем случае старшеклассникам и, следовательно, зачастую сложна для восприятия девятиклассников (хотя бывают и приятные исключения).

Основными элементами УМК «История Астраханского края» являются программа и учебное пособие. Излагаемый в них материал скомпонован по хронологиче­скому и тематическому принципам. В первых двух разделах — «Ранняя история Нижнего Поволжья» и «Первые города и государства» автор приводит обзор истории народов, населявших край в древности и в средневековье, а также знакомит с особенностями быта и хозяйственного уклада, основными событиями политической истории племен и народов эпохи бронзы, раннего же­лезного века, государственных образований эпохи средневековья – Хазарского каганата и Золотой Орды. Кроме этого, автор дает вводные представления о вспомогательных историческим дисциплинам, об этнографии, археологии и их связи с исторической наукой.

Третий раздел – «Астраханский край в составе России» – самый объемный. Автор подошел к его состав­лению творчески, акцентировав внимание на событиях, сформировавших «об­раз» Астрахани и Астраханского края в Российской истории. Так, уделяется большое внимание социальным движениям в крае (Смутное время, вос­стание под руководством Степана Разина, Астраханское восстание 1705–1706 гг.), роли Астрахани в качестве плацдарма для Персидского похода Петра I, ар­хитектуре Астраханского кремля, города и области, а также социально-экономическому развитию Астраханской губернии в течение XVIII–XIX вв.

Учебное пособие «История Астраханского края с древнейших времен до конца XIX в.» снабжено богатым и разнообразным методическим аппаратом – заданиями на повторение и закрепление, контрольными вопросами и задания­ми, многие из которых являются проблемными и заставляют школьника при­менять способности к анализу и синтезу, развивают образное мышление. Кроме того, работа снабжена справочным аппаратом – терминологическими словари­ками, списком дополнительной литературы, хронологической таблицей.

К несомненным достоинствам учебного пособия также следует отнести богатую насыщен­ность отрывками из письменных источников и научных пуб­ликаций, которые используются и для дополнения текста параграфов, и в за­даниях на закрепление и повторение пройденного, и для контроля знаний. Учебное пособие богато иллюстрировано рисунками и фотографиями, относящимися к истории, этнографии, археологии нашего края; в рабочей тетради есть карты и задания к ним. К сожалению, полиграфическое качество иллюстраций и карт оставляет желать лучшего, но это, конечно, вопрос не к автору.

Материал изложен живым, образным языком и, несомненно, легко может быть воспринят школьниками.

Система преподавания учебного курса «История Астраханского края» на основе данного УМК предполагает широкую исследовательскую работу учащихся с документальными источниками. Для реализации этого направления деятельности в комплекс включены сборник «Документальные материалы к урокам исторического краеведения» (но материалов по XVII в. и позже очень мало) и рабочая тетрадь для учащихся. Для того, чтобы сделать уроки краеведения более красочными, разработана компьютерная презентация «История Астраханского края в иллюстрациях».

Конечно, не лишен рецензируемый УМК и некоторых недостатков. Самый существенный, на мой взгляд – тексты лекций и пояснений учителя в «Разработках уроков» нередко повторяют тексты учебного пособия. Получается, что учитель просто пересказывает пособие, т. е. то, что ученики вполне могут прочитать и сами. Также и некоторые документы повторяются в пособии и «Документальных материалах к урокам». Далеко не все задания, называемые творческими, могут быть признаны таковыми (к примеру, задание прочитать раздел учебника и выписать что-либо). Не всегда присутствует проблемность в подаче материала и организации работы с ним (например, к параграфу об Астраханском ханстве напрашивается вопрос о причинах слабости этого государства и его сравнительной легкости присоединения к Московской державе, но он так и остается незаданным). Не используются ресурсы Интернета, нет ссылок на них в списках литературы. А между тем один сайт «Восточная литература» дает около 700 ссылок на различные документы и комментарии по запросу «Астрахань», и если даже исключить повторы и незначительные упоминания, то остается огромный массив документальной информации, с которой можно организовать эффективную работу учащихся (подготовка сообщений, сравнительный анализ разных документов и пр.).

Все это, однако, не умаляет больших достоинств рецензируемого УМК. Он полностью соответствует научным, педагогическим и методическим требованиям и выполнен на высоком профессиональном уровне.

Опубликовано в Учебники и УМК.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*