Контент


А.Ю. Морозов. Рецензия на книгу «О.Ю. Стрелова, В.А. Шестаков, Е.Е. Вяземский. История России ХХ – начала XXI века. Хрестоматия-практикум».

В издательстве «Русское слово» вышла в этом году замечательная книга, к которой в полной мере применим уже, к сожалению, истертое определение «инновационная модель». По настоящему новая концепция этого учебного пособия подразумевает не привыч­ную работу с авторским текстом, а познание истории через осмысление и творческий анализ исторических документов. Хрестоматия-практикум построена на сочетании разных типов и видов источников, включая правительственные и партийные до­кументы, материалы периодической печати, воспоминания со­временников, архивные источники. В разделе пятом, посвященном истории совре­менной России, дополнительно привлекаются информационные источники нового типа: ресурсы Интернета, данные ВЦИОМ.

Структура пособия и принцип от­бора материала не связаны жестко с каким-либо конкретным учебником по современной истории России. Как отмечают во введении авторы, они «не ставили перед собой утили­тарную цель – подготовить еще одну шпаргалку по истории». Пособие делится на пять разделов по периодам истории России ХХ – начала XXI века (1900–1921, 1922–1939, 1939–1953, 1954–1991, 1991–2008 гг.). Каждый раздел открывается очень кратким введением, освещающим основные особенности периода и заканчивающимся несколькими ключевыми вопросами. Например, такими вопросами для первого раздела являются следующие: почему цена цивилизационного скачка оказалась столь значительной? Были ли иные варианты развития событий, имелись ли реальные альтернативы большевизму? Действительно ли победа большевиков в октябре 1917 г. – это закономерный результат всего предшествующего развития страны?

Далее идут разнообразные документы, сгруппированные по темам (примерно соответствующим параграфам «стандартного учебника»). Документы сопровождаются вопросами и заданиями, призванными активизировать мыслительную деятельность учащихся. При этом авторы ориентировались на тех учеников, которые «пытаются осмыслить проблемы отечественной истории, прибли­зиться к разгадке ее тайн, сформировать собственное отношение к наиболее сложным, поворотным вехам отечественной истории ХХ века, особенностям Новейшей истории России».

В конце разделов предусматривается возвращение к ключевым вопросам (от учащегося ждут ответ, какие документы помогли ему на эти вопросы ответить). По каждому разделу есть также «навигационная карта», сортирующая документы по темам и видам.

И сами документы, и вопросы к ним подобраны и составлены очень грамотно, на высоком методическом уровне. Имеются необходимые примечания (например, краткие справки об упоминаемых в документах исторических деятелях), указывается происхождение документов. Отдельные неточности (к примеру, приписывание авторства Е.С. Варги известному тексту «Вскрыть через 25 лет», который, как выяснилось в 1994 г., принадлежит другому человеку) вполне извинительны, учитывая масштабы проделанной соавторами работы.

Более важным представляется другой момент. Авторы позиционировали свою «хрестоматию-практикум» как предназначенную для работы на профильном уровне в XI кл. Однако очевидно, что прагматической целью многих 11-классников, выбравших изучение истории на профильном уровне, является успешная сдача ЕГЭ по истории. Примерно четверть заданий ЕГЭ проверяет умение анализировать исторические источники (см. об этом в публикуемых в данном номере журнала «Рекомендациях по совершенствованию преподавания истории и обществознания»). Однако задания ЕГЭ и задания в хрестоматии-практикуме принадлежат к разным типам. Вопрос не в том, какие из них лучше (мне лично больше нравятся задания в рецензируемом издании), а в том, что такое явное игнорирование задачи подготовки к ЕГЭ, к сожалению, снижает ценность хрестоматии в глазах «пользователей». Хотя, с другой стороны, понять авторов тоже можно – их вопросы и задания выстроены в определенной логике, разъясняемой в послесловии (см. об этом ниже), и в логику эту задания ЕГЭ не вписываются…

Все это, впрочем, не затемняет достоинств хрестоматии-практикума, которая действительно учит детей думать. Отрадно, что издание получило гриф «Рекомендовано РАН РФ и РАО РФ в качестве учебного пособия для общеобразовательных учреждений».

Ниже мы публикуем (с небольшими сокращениями) специальное послесловие, написанное О.Ю. Стреловой и посвященное принципам работы с историческими документами.

Опубликовано в Учебники и УМК.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*