Контент


А.Ю. Морозов. Инновационное пособие по истории региона

В школьном преподавании истории возрастает интерес к микроистории, к повседневной жизни людей, проблемам их отношений и восприятия мира. Это соответствует и новому пониманию целей исторического образования. Фактор присутствия, т. е. ощущение, что происходившее или происходящее связано со знакомыми местами, делает учащихся своеобразными соучастниками того, о чем говорится на уроке. Краеведение – это связующая нить, тянущаяся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой ареной для применения полученных знаний на практике.

История родного края как учебная дисциплина имеет огромный развивающий потенциал, важно актуализировать его. Однако очень часто этот потенциал реализовать не удается. Признаюсь – я люблю региональные учебники и собираю их. В этих учебниках иногда можно встретить какие-то яркие детали, интересные и достойные внимания находки. Но, к сожалению, чаще бывает иначе – мне в руки попадают пособия убогие и в содержательном, и в методическом отношениях, как будто их авторы задались целью завалить несчастных детей потоком избыточной информации и заставить ее зазубрить.

С этой точки зрения пособие для учителя М.Н. Копицы «История Архангельского Севера с древнейших времен до начала XX века» порадовало меня как никакое другое. Автор (учитель истории общеобразовательной гимназии № 3 г. Архангельска) поставил своей целью с помощью пособия способствовать созданию таких учебных ситуаций, в которых учащиеся сами становятся на место исследователя, историка-профессионала. Данные учебные ситуации нацеливают на формирование навыков исследователя у учащихся, т. е. моделируют деятельность историка. В основе этого учебного пособия лежат исторические источники, они же и составляют его главное содержание. Тексты источников препарированы в учебных целях и снабжены вопросами и заданиями. При отборе документов автором учитывалась их доступность, отражение в них важных событий, явлений и процессов истории России, а также то, насколько документы отражают местную специфику.

Пособие состоит из нескольких структурных элементов. Во-первых, это введение. Оно позволяет педагогу знакомить учащихся с основами исторического метода и вспомогательными историческими дисциплинами. Направляющие и развивающие вопросы и задания дают возможность уйти от монолога преподавателя и качественнее организовать деятельность учащихся на уроке.

Во-вторых, самый важный структурный элемент пособия – основная часть. Она разделена на 29 параграфов. Каждый параграф состоит из источников, вопросов и заданий к ним, а также из авторского текста, который носит комментирующий, т. е. вспомогательный характер.

Пособие воспроизводит повествовательные и актовые документы, относящиеся к истории Архангельского севера с древнейших времен до начала ХХ в. включительно. Структура пособия не позволяет назвать его хрестоматией. Хрестоматии, как правило, решают иные задачи, знакомят с источниками для того, чтобы проиллюстрировать уже изученные факты и процессы. Структура же данного пособия способствует максимальной конкретизации учебного материала. Источники здесь используются по своему прямому назначению, как материал, который следует преобразовать в знания путем критического осмысления.

Третий структурный элемент пособия – приложения. Они содержат обстоятельные объяснения некоторых понятий и терминов, упоминаемых в пособии, данные метрологии, нумизматики. Эти справочные материалы тоже могут нести образовательную и развивающую функцию, т. к. углубляют знания по вспомогательным историческим дисциплинам и могут быть использованы на уроке.

Отбор тематических сюжетов пособия произведен таким образом, чтобы максимально вписать историю Архангельского севера в «большую» историю, что позволяет увидеть общероссийские процессы сквозь призму местных приоритетов и особенностей.

Можно, конечно, высказать и некоторые замечания, или, правильнее сказать, пожелания. При переиздании автор мог бы переработать вопросы и задания на предмет большей конкретизации, т. е. не просто призывать учащихся «назвать причины» того или иного явления, а «указать не менее трех причин». Во-первых, это, по моему опыту, действительно хороший прием при работе с детьми («фиксация предполагаемого результата»), а, во-вторых, в стилистике Единого государственного экзамена (пособие можно тогда рекомендовать как готовящее к части В и заданиям С1–С3 ЕГЭ). Еще, к сожалению, остро не хватает табличной и графической информации, диаграмм.

Представляется, однако, что будущее именно за такими пособиями (пусть и не самое близкое будущее). В данном номере ПИШ В.В. Зверев приводит данные о возрастании объема информации в современном мире и справедливо указывает на необходимость развития в этих принципиально новых условиях разнообразных умений по работе с информацией. Для нас, историков, это прежде всего умения по работе с источниками. Рецензируемое пособие намечает путь решения данной задачи на местном, краеведческом материале. Оно ценно не только и не столько фактической информацией, предоставляемой детям, сколько развитием умений по работе с этой информацией.

Опубликовано в Учебники и УМК.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*