Контент


Методический маршрут проектирования современного урока обществознания (на примере тем раздела «Введение в философию», углубленный уровень)

Илья Анатольевич Лобанов – кандидат педагогических наук, зав. лаборатории социально-гуманитарного общего образования ИСРО, Москва.
Елена Константиновна Калуцкая – кандидат педагогически наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования ИСРО, Москва.

Необходимость преподавать обществознание на ступени средней школы не только на базовом, но и с сентября 2023 г. на углубленном уровне представляет определенные затруднения даже у педагогов с большим стажем работы. Проблема заключается и в отборе содержания, и эффективных методик, способствующих достижению результатов освоения обучающимися программы на углубленном уровне.

Простое «растягивание» материала на большее количество часов (на 4 ч вместо базовых 2 ч) при сохранении привычных методов и приемов обучения видится нецелесообразным. На углубленном уровне хоть и сохраняется интегративный характер предмета «Обществознание», но подача материала в отличие от базового уровня предполагается с позиций институционального подхода к изучению общества и его сфер в более широком многообразии связей и отношений, также раскрывается ряд вопросов, связанных с логикой и методологией позна­ния социума различными социальными науками. Углубленный уровень также предполагает приращение умений обучающихся, опыт самостоятельной познавательной деятельности, выраженные в образовательных результатах.

При проектировании уроков для углубленного уровня можно рекомендовать учителю начать с детального изучения нормативных документов – Федеральный государственный образовательный стандарт и Федеральную образовательную программу, соотнести элементы содержания базового и углубленного уровней. Такая работа поможет учителю увидеть не только темы, содержание которых наращивается и углубляется, но и выделить те цели, достижение которых потребует применения современных образовательных технологий. Так, с опорой на текст Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) и Федеральной рабочей программы целесообразно заполнить таблицу:

Целевая установка Элемент содержания углубленного уровня Значимость

(от 0 до 5)

Система теоретических знаний
Воспитание традиционных российских духовно-нравственных ценностей
Интегративный характер предмета
Получение обучающимися широкого (развёрнутого) опыта учебно-исследовательской деятельности, характерной для высшего образования.

Проводя такую работу, учитель прежде всего помогает себе избежать в образовательном процессе дублирования ряда сюжетов, чрезмерного растягивания при изучении тех или иных вопросов, моделирование заданий с учетом стоящих перед ним целей. Таким образом, такая предварительная подготовка в дальнейшем снимает ряд вопросов и сложностей при изучении отдельных модулей и тем, систематизирует не только содержание курса, но и позволяет выделить потенциал практико-ориентированных и личностно-значимых для обучающихся проблем, раскрываемых посредством курса на углубленном уровне, выстроить методический маршрут тем модуля. Для этого также можно по каждому разделу (модулю) курса «Обществознание» на углубленном уровне составить опорную методическую схему. Ниже приведен вариант такой схемы:

Полный вариант статьи доступен в эл. версии журнала. КУПИТЬ

Опубликовано в Содержание, Статьи за 2023 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*