Актуальная тема: Опыт учебника региональной истории
О.Ю. Стрелова, А.С. Перфильева, М.И. Романова. Региональный учебник истории в условиях единого образовательного пространства Российской Федерации.
Авторы статьи раскрывают и обосновывают комплекс научно-методических подходов к созданию регионального учебника по истории в условиях единого образовательного пространства России, демонстрируют фрагменты новой учебной книги, в которых воплощены эти идеи, и приглашают коллег к дискуссии по проблеме, вынесенной в заголовок статьи.
Ключевые слова: региональное учебное пособие по истории, единое образовательное пространство, Дальний Восток России в Новое время.
История и обществоведение
А.В. Лубков, М.В. Новиков. Вторая мировая война в китайских учебниках истории.
В статье рассматривается отражение в китайских школьных и вузовских учебниках истории проблем Второй мировой войны. Отмечаются особенности представления в данных учебниках таких важных вопросов, как вклад Китая в разгром Японии и в достижение общей победы во Второй мировой войне, вклад СССР в разгром Японии. Подчеркивается наличие в учебниках противоречия в определении даты и места начала Второй мировой войны.
Ключевые слова: новейшая история, Китайская антияпонская война, учебная литература.
Н.Н. Лыдин. Некоторые особенности изучения Тридцатилетней войны в классической западной историографии.
Актуальность исследования проблемы военной истории Тридцатилетней войны обусловлена в первую очередь рядом кардинальных отличий подходов современной европейской научной мысли к изучению военной истории от отечественной исторической науки. Долгое время труды военных историков, по сути, мало отличались от классических трудов античных и средневековых авторов и, как правило, представляли собой нарративное повествование, описывающее битвы и военные кампании. Основной упор в таких исследованиях обычно делался на изучение личностей талантливых полководцев или правителей, причины побед зачастую объяснялись превосходством военных талантов, либо военной удачей и лучшей подготовленностью одной из армий. Работа может быть полезна для исследователей интересующихся военной историей, учителей и преподавателей учебных заведений, поскольку содержит отсылки к ряду англоязычных работ, направленных в первую очередь на не специалистов в области военного дела. Использование данных работ как источника фактических и наглядных материалов представляется вполне перспективным. Научную актуальность статье придает тот факт, что в отечественной историографии военная история долгие годы рассматривалась фактически без оглядки на достижения зарубежной исторической науки.
Ключевые слова: Тридцатилетняя война, историческая наука, армия, военное искусство, историография.
М.М. Пантелеев. Амбициозный денди: французский политик Гастон Бержери.
В статье анализируются основные этапы биографии французского политического деятеля и дипломата Гастона Бержери.
Ключевые слова: Гастон Бержери, Филипп Петен, пацифизм, Фронтистская партия, франко-советские отношения.
О.В. Синицын. Исторические знания как фактор гражданского образования.
В статье характеризуется место роль и значение исторических знаний для гражданского образования, активные формы и методы обучения в системе российского исторического образования.
Ключевые слова: исторические знания, гражданское образование, средняя школа, высшее образование, историко-культурный стандарт.
П.А. Колпаков. О сопровождении почтовых транспортов чинами общей полиции и полицейской стражи Российской империи на железнодорожные станции.
Статья посвящена исследованию организации охраны почтовых ценностей в процессе их перегрузки в железнодорожные вагоны. На основе архивных материалов раскрыты особенности взаимодействия железнодорожных жандармов и чинов общей полиции при обеспечении безопасности почтовых грузов. В результате исследования процесса охраны почтовых отправлений при перегрузке сделан вывод о том, что правопорядок на железнодорожном транспорте жандармской полицией осуществлялся во взаимодействии с чинами других специальных учреждений.
Ключевые слова: жандармские полицейские управления железных дорог, жандармерия, транспортная полиция, железные дороги, почта, почтовая связь, Российская империя.
А.В. Палецких, Х.И. Дупате. Военные преступления, совершенные в 1953- 1974 годах вооруженными силами США и Великобритании.
Исследуемая тема имеет актуальную историко-политическую направленность. Авторы публикации провели анализ ряда войн и военных конфликтов с участием США и Великобритании, которые сопровождались проявлением жестокости к противнику и применением преступных способов ведения боевых действий. Но всегда, когда США и Великобритания принимали решение о вторжении вооруженных сил на территорию других государств, они считали свои действия вполне законными и не противоречащими Международному праву.
Ключевые слова: США и Великобритания, военные преступления, Международное право, химические отравляющие вещества, повстанцы, национальная независимость, колониальные страны, убийство мирных жителей.
А.С. Алымов. Участие войск НКВД в борьбе с вооруженным националистическим подпольем в западной части СССР в довоенный период (1939-1941 годы).
Исследуемая тема имеет актуальную историко-политическую направленность. После вхождения в состав СССР новых западных территорий в состав Украинской и Белорусской ССР в 1939 г. силовое противодействие вооруженному националистическому подполью оказывали войска НКВД СССР. Эти структуры, используя оперативные методы, выявляли членов вооруженного националистического подполья, места базирования отрядов и их руководителей, проводили операции по их ликвидации. Внутренние войска НКВД СССР непосредственно перед войной решали задачи, которые заключались в пресечении разведывательной и подрывной деятельности со стороны фашистской Германии.
Ключевые слова: Белорусская ССР, Украинская ССР, внутренние и пограничные войска НКВД, белорусские, украинские националисты, немецкие разведывательные службы, гитлеровские агенты и диверсанты, националистическое подполье в западной части Белоруссии и Украины.
Методика
М.С. Милованова. Функциональная грамотность как элемент воспитательной деятельности в школе.
В последнее десятилетие произошли коренные изменения в вопросах образовательной политики Российской Федерации. Обучение приобрело новые направления, среди которых особым образом выделяется необходимость освоения навыков для успешного включения в современное общество. Изменились цели воспитательной деятельности, уточнены результаты воспитательной работы и добавлены аспекты, формирующие человека как личность и гражданина. Связующим звеном этих двух направлений стала функциональная грамотность, которая может быть использована для достижения учебных и воспитательных задач. В статье был проведён анализ содержания понятий функциональная грамотность и воспитательная деятельность и выявлена взаимосвязь формирования компонентов функциональной грамотности и воспитательной работы образовательных организаций.
Ключевые слова: педагогика, функциональная грамотность, воспитательная деятельность, Федеральные государственные образовательные стандарты, международные исследования.
В.М. Овчинников. Методические аспекты применения краеведческого материала на уроке истории на примере изучения развития Смоленщины
в годы Великой Отечественной войны.
В статье рассматриваются основные аспекты интеграции регионального материала в поле изучения предметной области «история», характеризуемые автором в качестве одного из ключевых факторов развития современного отечественного образования. Автор демонстрирует концепт инструментализации предыдущего опыта в рамках ранее упомянутой практики, превращающейся на данный момент в своеобразный инструментарий преподавания предмета в рамках дальнейшего развития и трансформации отечественного образования. Наряду с рассмотрением методологических аспектов проблемы демонстрируется возможности краеведения как средства формирования социокультурной и гражданской идентичности обучающихся.
Ключевые слова: трансформация образования, виртуальная экскурсия, краеведение, изучение истории, репрезентация исторического процесса, патриотическое воспитание.
Труды молодых ученых
Е.Э. Сорокин. Общественное мнение Российской империи о личности Наполеона Бонапарта в журнале «Вестник Европы».
В статье представлен образ Наполеона Бонапарта в российской периодической печати на примере журнала «Вестник Европы». В исследовании представлено изменение общественного мнения Российской империи в эпоху Отечественной войны 1812 года.
Ключевые слова: Наполеон Бонапарт, Н.М. Карамзин, Отечественная война 1812 года, Журнал «Вестник Европы», периодическая печать в эпоху Отечественной войны 1812 года.
В.А. Иващенко, С.В. Самыкова. Вклад Алтайской духовной миссии в становление и развитие школьного образования на территории горного Алтая.
В статье рассматривается развитие сети школ на основе Алтайской духовной миссии в этнически отдаленных районах. С помощью школы Миссия стремилась создать модель социальной организации, при которой она смогла бы оказывать решающее влияние на население края и выступать регулятором всех социальных процессов. Этому способствовало то, что регион исторически отставал от более развитых европейских и некоторых сибирских регионов по уровню национальной грамотности и посещаемости школ.
Ключевые слова: Сибирь, Горный Алтай, духовная миссия, грамотность, инородцы, церковь, школы.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.