Актуальная тема: Иммерсивный подход на уроках истории
М.В. Короткова. Иммерсивный подход в преподавании истории: понятие, методическая организация и примеры.
Статья посвящена проблемам разработки понятия «иммерсивный подход» в разных ракурсах понимания этого термина. Автор рассматривает различные точки зрения на понятия «иммерсивное образование». На основе обобщения литературы в статье более детально рассматривается иммерсивный подход на примере урока, посвященного дворянской культуре. Его использование в обучении истории позволит учителю применить на практике элементы иммерсивного обучения.
Ключевые слова: иммерсивность, иммерсивный подход, иммерсивное образование, эмпатия, «погружение» в эпоху, иммерсивный урок истории.
И.С. Майоров. Иммерсивность как педагогическая технология при обучении школьников в музейном пространстве.
В статье рассматривается вопрос применения иммерсивных технологий в образовательной среде музея. Особое внимание уделено понятию иммерсовности как технологии погружающей обучающегося в процесс обучения. Рассматриваются теоретические и методологические аспекты использования данной технологии, приводится пример из музейной практики.
Ключевые слова: иммерсивность, погружение, иммерсивные технологии, образование, музейная педагогика, педагогические технологии, иммерсивная образовательная среда.
А.А. Самойлова. Гендерные аспекты воспитания мальчиков и девочек в процессе использования иммерсивных технологий на уроках истории.
Статья посвящена вопросу использования иммерсивных технологий в аспекте патриотического воспитания школьников для выявления психоэмоциональных и волевых различий в реакциях мальчиков и девочек на эффект «погружения» в события Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: гендерные различия, патриотическое воспитание, иммерсивные технологии.
История и обществоведение
А.С. Божич. К вопросу о роли случайности в истории.
Статья посвящена вопросу о природе случайности в истории. Постулируется, что принятие решения на определенном уровне социальной иерархии может быть либо детерминированным, либо недетерминированным по отношению к логике развития исторической ситуации. В последнем случае создаются условия для реализации в истории некоторой случайности.
Ключевые слова: случайность, историческая ситуация, детерминированное решение, недетерминированное решение.
О.П. Окопная. Об аресте Н.Е. Парамонова в 1918 году: детали, факты, взгляды.
В статье делается попытка обобщить имеющиеся данные об аресте донского предпринимателя Н.Е. Парамонова, которые позволяют сделать вывод о политической борьбе, недоверии и интригах в донском правительстве, поляризации донских верхов в годы Гражданской войны. Автор опирается на данные архива и периодической печати. Арест Н.Е. Парамонова демонстрирует, что несмотря на немецкую оккупацию ряд местных общественных деятелей и деловые круги стремились сохранить свою роль и положение на Дону, активно участвовали в решении политических, экономических и других вопросов.
Ключевые слова: гражданская война, немецкая оккупация Дона, политическая борьба, раскол на Дона, поляризация донской власти.
Б.Б. Шагдарова. Репутация современного университета.
В статье приводится методолгия изучения теоретических оснований репутации современного университета и выявления новых методологических подходов к ее пониманию. В качестве примера приводится Бурятский государственный университет им. Д. Базанова.
Ключевые слова: университет, репутация, Интернет, коммуникация, символический капитал, продвижение.
Методика
Л.Н. Алексашкина. Представления об уникальном и общем в истории как ориентиры познавательной деятельности школьников.
В статье характеризуется познавательный потенциал категорий уникального и общего в истории, намечаются пути его реализации при изучении истории школьниками. Автор показывает, что рассмотрение конкретных событий служит основой для формирования у школьников не только широкого спектра исторических знаний, но и личностной рефлексии, опыта эмоционального восприятия прошлого, нравственных оценок. Наряду с этим в статье определены основные виды общих знаний, включаемых в школьные курсы истории, и их значение для понимания учениками сущности и взаимосвязей исторических событий, явлений, процессов. Приведены примеры заданий для работы школьников с фактографическим и понятийным историческим материалом.
Ключевые слова: уникальное, диалектика единичного и общего, понятия, учебные задания.
Н.С. Калмыкова. Формирование оценочных суждений школьников в системе требований к предметным результатам освоения курса истории.
Статья посвящена проблеме формирования оценочных суждений у учащихся на уроках истории. Автор анализирует нормативно-правовые документы, регламентирующие требования к результатам изучения предмета, и предлагает варианты формирования оценочных суждений у учащихся посредством организации работы с различными типами исторических источников.
Ключевые слова: оценочные суждения, аргументация, интерпретация, исторические версии.
О.И. Александрова, А.А. Морозов. Проблемы картографического обеспечения темы «Пелопонесская война» при изучении истории в V классе.
В статье рассмотрены проблемы отражения истории Пелопоннесской войны в актуальных школьных учебниках. Особое внимание уделено работе с картографическим материалом. Предлагается авторская система вопросов и заданий к оригинальной исторической карте.
Ключевые слова: историческое образование, исторические карты, учебники истории, Античность, Древняя Греция, учебная литература.
Е.А. Данилова, М.А. Артамонов. Примеры критического анализа сторической беллетристики на ее историческую достоверность на уроках истории.
В статье авторы предлагают примеры работы с исторической художественной литературой на уроках истории с целью формирования критического мышления учащихся.
Ключевые слова: критический анализ, беллетристика, урок истории.
Е.К. Калуцкая, А.Г. Карпова. Возможности современного российского кинематографа в патриотическом воспитании школьников.
В статье анализируются возможности современного российского кинематографа в воспитательной работе, формировании патриотизма школьников основной школы. Рассматриваются формируемые ценности на примере включения мультфильмов и фильмов в урочную деятельность. Даны общие рекомендации по использованию кинофрагментов и кинофильмов в урочной и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: кинематограф, патриотизм, национальная идея, духовно-нравственное развитие.
ЕГЭ и ОГЭ
В.П. Киселёв. Тренинг по семейному праву в рамках подготовки к ЕГЭ.
Трениг посвящен закреплению теоретических знаний по семейному праву в объеме, необходимом для общего образования, а также отработке умений, проверяемых на ЕГЭ.
Ключевые слова: семейное право, ЕГЭ, тренинг..
Труды молодых ученых
С.В. Чистяков. М.Н. Катков о проблемах гимназического образования в Российской империи второй половины XIX века (по материалам газеты Московские ведомости и журнала Русский вестник).
Настоящая статья посвящена исследованию восприятия известным общественно-политическим деятелем и журналистом консервативного направления М.Н. Катковым проблем системы гимназического образования в стране и анализу способов решения данных проблем, предложенных им на страницах газеты «Московские ведомости» и журнала «Русский Вестник». В статье анализируются полемические статьи М.Н. Каткова и выделяются основные компоненты его педагогической теории в рамках освещения проблем образования в гимназиях Российской империи второй половины XIX в. Новизна исследования заключается в тщательном анализе обзора М.Н. Катковым ситуации с гимназическим образованием России второй половины XIX в. и выделении основных проблем гимназий в России.
Ключевые слова: М.Н. Катков, Московские ведомости, Русский вестник, гимназическая реформа, школьное образование, классическое образование, воспитание личности.
Е.В. Гресь. М.Н. Покровский в советской историографии 30-60-х гг. ХХ века.
Историки являются одними из самых противоречивых фигур. Каждый из них вносит свой вклад в формирование исторической науки и пишет свою историю, такую, какой он видит ее под влиянием времени и идеологии. Самым сложным в идеологическом плане выступает период становления Советской власти. Этот период низверг патриархальность и инструментально-технологическую эволюцию, на первый план вышли вопросы классовой борьбы, активно развивались идеи марксизма-ленинизма. Именно на этот сложный период и приходится пик творчества М.Н. Покровского. Его судьба является ярким примером того, как в одночасье признание может смениться отвержением и забвением. В статье анализируются оценки работ Михаила Николаевича Покровского советскими авторами в период 1930-1960-х гг. Характеризуется влияние идеологии на публикации о деятельности историка.
Ключевые слова: М.Н. Покровский, отечественная историческая наука, советская историография, марксистско-ленинская идеология.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.