Актуальная тема: 80-летие начала Великой Отечественной войны
А.В. Исаев. К вопросу о готовности СССР к войне в военном и экономическом отношении и причинах поражений Красной армии летом 1941 года.
Статья посвящена анализу принятых в последние предвоенные месяцы решений по реорганизации Красной армии, программам строительства укреплений и аэродромов, техническому и организационному состоянию вооруженных сил, причинам поражений как следствию недоразвернутости войск ввиду отсутствия политических решений. Уделено внимание военно-экономическим проблемам производства боеприпасов, сдерживавшим принятие политических решений.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, 1941, Г.К. Жуков, производство боеприпасов, ВВС, укрепленные районы, стрелковые дивизии.
В.С. Мильбах. Репрессии командно-начальствующего состава Красной армии и военно-морского флота накануне Великой Отечественной войны и оценка их влияния на ход военных действий.
В 1950-1980-е гг. причины неудач Красной армии в начале Великой Отечественной войны обычно связывали с внезапностью нападения фашистской Германии и её сателлитов и их превосходством в силах и средствах, однако ряд исторических изысканий, проведенных в постсоветский период, позволяют взглянуть на эту проблему более объективно. Материал статьи отражает некоторые результаты исследований о последствиях массовых политических репрессий 1937-1938 гг. среди командно-начальствующего состава, особенно высшего, повлиявших на состояние боеспособности войск (сил) Красной армии и флота накануне вражеского вторжения.
Ключевые слова: командно-начальствующий состав, Красная армия, политические репрессии, боеспособность.
С.Е. Лазарев. О вкладе кировского историка А.А. Печёнкина в изучение советской военной элиты.
В статье освещается творческое наследие кировского историка А.А. Печёнкина (1954-2020 гг.). Упоминаются его наиболее значительные работы, раскрывается вклад в исследование советской военной элиты накануне и в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и связанной с этим темы репрессий против военных (1937-1938 гг.).
Ключевые слова: Александр Алексеевич Печёнкин, Великая Отечественная война, Вятский государственный университет, история, Красная Армия, репрессии.
История и обществоведение
Г.Г. Пиков. В чем суть концепции академика Н.И. Конрада о восточном ренессансе?
Статья рассказывает о концепции всемирно-исторического развития Евразии известного востоковеда академика Н.И. Конрада. По его мнению, история евразийских народов, помимо неизбежной специфики, обладает многими сходными характеристиками. Примером этого служит феномен «возрождения», чему посвящена особая концепция ученого о Восточном или Мировом Ренессансе.
Ключевые слова: Н.И. Конрад, «Возрождение», Восточное Возрождение, культура, Европа, гуманизм, Средние века, Азия, Восток.
А.С. Божич. Концепция истории Джеймса Бёрнхема.
Статья посвящена роли троцкизма в процессе формирования идеологии неоконсерватизма в США. В частности, рассматривается концепция истории Джеймса Бернхема и его идейная эволюция от троцкизма к ультраконсерватизму.
Ключевые слова: троцкизм, неоконсерватизм, менеджеры, революция, капитализм, социализм.
О.И. Александрова. Отражение истории греческой тирании в современных российских школьных учебниках.
В статье рассмотрено отражение темы так называемой «старшей» греческой тирании в учебниках по истории для V кл. и его соответствие принятым в современном антиковедении положениям. Предпринимается попытка обобщения полученных результатов и выявления определенных закономерностей.
Ключевые слова: Античность, тирания, учебная литература.
В.Л. Даноян. Деятельность Нижегородской городской думы по организации обеспечения населения продовольствием и улучшению санитарного состояния города в пореформенный период.
В статье изучается деятельность и роль Нижегородского городского самоуправления, направленная на обеспечение населения города продовольствием борьбу с дороговизной, а также за здоровье населения, особенно в периоды распространения эпидемий.
Ключевые слова: городское самоуправление, городская дума, деятельность, рынки, больницы, продовольствие, эпидемии.
Л.Н. Соза. Хозяйственная деятельность мещан уездной Коломны второй половины XIX — начала ХХ века.
В статье рассмотрена хозяйственно-экономическая деятельность мещан провинциального города во второй половине XIX — начале ХХ в. на примере уездной Коломны. На основе анализа архивных материалов было выявлено многообразие занятий мещан, ориентированных на спрос населения торгово-промышленного города.
Ключевые слова: пореформенное время, мещанство, уездный город, Московская губерния, хозяйственно деятельность.
О.А. Закиров. Герой Советского Союза Е.Ф. Колесова (1920-1942): к вопросу о дате рождения.
Изучение биографий героев Отечества — основа воспитания молодёжи. Статья посвящена уточнению даты рождения Героя Советского Союза Е.Ф. Колесовой. Статья написана на основе архивных источников.
Ключевые слова: Е.Ф. Колесова, героиня, Великая Отечественная война, история, даты, архивы, воспитание.
А.Ю. Мудрицкий. Усилия советских органов безопасности по обезвреживанию националистического подполья в Белорусской ССР после ее освобождения от немецких оккупантов.
Исследуемая тема имеет актуальную историко-политическую направленность. Автор публикации доказал, что после освобождения Белоруссии от немецко-фашистских оккупантов противодействие советских органов безопасности гитлеровским спецслужбам и вооруженному националистическому подпольному движению в этом регионе приобрело важное значение для стабилизации социально-политической обстановки в Белорусской ССР.
Ключевые слова: Белорусская ССР, советские органы безопасности, белорусские, украинские, литовские и польские националисты, немецкие разведывательные службы, грабежи и разбой, гитлеровские агенты и диверсанты, националистическое подполье в западной части Белоруссии.
Методика
О.Ю. Стрелова. ЧГ-задание на уроке истории.
В заключительной статье цикла на конкретном примере показаны методический подход к использованию комплексного ЧГ-задания на уроке истории и способ сделать его современным.
Ключевые слова: читательская грамотность, ЧГ-задание, метапредметные и личностные результаты исторического образования школьников, современный урок истории.
О.Н. Шапарина. Игра как форма проведения уроков повторения и обобщения в современном школьном историческом образовании.
В статье рассматривается игровая форма уроков как эффективный способ повторения, обобщения исторического материала по теме. Игровые приемы позволяют повысить познавательный интерес школьников к предмету, организовать различные виды работы с классом, применять разноуровневые творческие задания. Реализация системно-деятельностного подхода требует разработки новых сценариев уроков в помощь учителю истории. Представленный материал имеет прикладное значение, задания ориентированы на работу с содержанием как отечественной, так и зарубежной истории.
Ключевые слова: игра, деятельностный подход, способы повторения и обобщения, историческое образование, творческие задания.
Т.В. Шарманова. Урок истории в первом классе.
В статье описан опыт работы по проведению уроков истории в первом классе. Автор предлагает краткий анализ учебных пособий, приводит примеры методических приемов и заданий.
Ключевые слова: урок истории в первом классе, методические рекомендации.
Ю.В. Дружинина, Е.Ф. Бехтенова. Советский палех как средство мотивации школьников к изучению истории (на примере темы «Полет первого человека в космос»).
Авторы статьи предлагают использовать на уроках истории живопись в стиле палех как средство мотивации школьников к изучению истории. Предложены варианты вопросов и заданий к различным этапам урока, где можно использовать палех при изучении темы «Полет первого человека в космос». Рассматривается использование визуального источника — палех для изучения исторической личности — Ю.А. Гагарина. Сделан вывод о важности организации познавательной деятельности школьников с материалами палехской живописи, посвященной освоению СССР космоса и первому полету человека в космос, направленной на повышение мотивации школьников к изучению истории.
Ключевые слова: исторический источник, палех, современный урок истории, мотивация, полет человека в космос, Ю.А. Гагарин.
Труды молодых ученых
Н.С. Донская. Место научно-методической школы П.В Горы в отечественной методике обучения истории второй половины XX века.
В статье приводятся основания, которые позволяют утверждать, что идеи П.В. Горы актуальны для современного исторического образования, т. к. носят фундаментальный характер. Научно-методическая школа П.В. Горы внесла значительный вклад в развитие методики обучения истории. Центральная идея исследования заключается в подтверждении статуса научно-методической школы П.В. Горы, которая сегодня продолжает подготовку научно-педагогических кадров России и воспитала не одно поколение ученых.
Ключевые слова: научно-методическая школа, история методики преподавания, методика обучения, научно-методическое наследие.
Ю.А. Савукова. Частное женское образование в российской провинции (на примере прогимназии М.В. Подаревской).
В данной статье на основе анализа впервые вводимых в научных оборот архивных источников автор воссоздаёт историю возникновения и функционирования прогимназии М.В. Подаревской, рассматривая причины и обстоятельства появления этого учебного заведения, преподавательский состав, финансирование и учебно-воспитательный процесс, участие в общественно-политической жизни провинциального города пореформенной эпохи.
Ключевые слова: прогимназия, частное женское образование, учебный процесс.
Н.А. Чиканова. Коммеморации Н.М. Ядринцева в сибирских музеях и библиотеках в 1917-1994 годах.
Статья посвящена коммеморациям о Н.М. Ядринцеве в музеях и библиотеках крупных сибирских городов в советский и ранний постсоветский период. Особое внимание уделяется контекстам и мотивам обращения к имени Ядринцева.
Ключевые слова: Ядринцев, коммеморации, сибирские музеи, сибирские библиотеки, коллективная идентичность, областничество, региональное самосознание.
И.К. Петрович. Вопрос «свободы совести» в программах польских либеральных партий начала ХХ века: феномен римско-католического либерализма.
Данная статья рассказывает об отражении проблемы государственно-конфессиональных отношений в программах польских либеральных политических партий начала ХХ в. Одно из центральных мест занимает рассмотрение римско-католического фактора в идеологии польского либерализма.
Ключевые слова: либерализм, свобода совести, политические партии.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.