Контент


Содержание журнала № 3 2021

Н.Н. Лазукова, Д.В. Кузин. О Петербургской методической школе.
В статье дан общий экскурс развития кафедры методики истории РГПУ им. А.И. Герцена.
Ключевые слова: методика преподавания истории, методическая школа, Санкт-Петербург.

Актуальная тема: Петербургская методическая школа

Д.В. Кузин. Проблемы становленияметодического знания в трудах петербургских-ленинградских методистов.
В статье раскрывается процесс становления методики обучения истории как области научных знаний в Петербурге. Особое внимание уделяется пониманию структуры и роли методической теории.
Ключевые слова: методика преподавания истории, методическая теория,методическое исследование, методическая дискуссия.

П.А. Баранов. Основные этапы и тенденции развития методической службы петербургской школы (1800-1990-е годы).
Статья посвящена становлению и развитию методической службы петербургской школы. Автор прослеживает тенденции в изменении содержания, форм и методов методической работы, выявляет специфику петербургской методической службы.
Ключевые слова: методическая служба, методическая работа, методический кабинет, методическое объединение, повышение квалификации педагогов.

А.К. Непомнящая, Н.Н. Лазукова. Опыт создания первой советской программы по истории.
В данной статье рассматривается опыт первой советской программы по истории, создателями которой являлись методисты петроградской школы. Это была попытка сохранения опыта изучения предмета истории в системе школьного образования. В программе высказывались идеи о построении школьных курсов истории, актуальные в наши дни.
Ключевые слова: деятельностный подход, опыт, преемственность, учебная программа, развивающее обучение.

Методика

Н.Н. Лазукова. Основные черты и особенности петербургской методической школы.
Статья посвящена развитию методики обучения истории в Петербурге с советского периода до наших дней.
Ключевые слова: петербургская школа методики обучения истории, преемственность в развитии методической науки, современная методическая система кафедры, системно-деятельностный подход, методическое проектирование.

О.Н. Журавлева, Т.П. Андреевская, Т.И. Пашкова. Учебник истории как методический феномен: инновационные направления деятельности петербургских авторов.
Статья посвящена обзорной характеристике школьных учебников истории петербургских (ленинградских) авторов и результатам их деятельности по развитию методического аппарата учебника с середины XIX века по настоящее время.
Ключевые слова: школьные учебники по истории; методический потенциал учебника истории; петербургские (ленинградские) авторы учебников.

О.М. Хлытина. Исторические версии и оценки: варианты изучения в современной российской школе.
В статье обоснована ценность изучения разноречивых интерпретаций прошлого для развития у учащихся критического мышления как компетенции XXI века, охарактеризован опыт российской школы по включению научных версий и оценок прошлого в содержание исторического образования. Поставлен вопрос о целесообразности и методических путях организации осмысления школьниками вненаучных версий прошлого, бытующих в исторической памяти (индивидуальной, групповой, коллективной).
Ключевые слова: историческая память, исторические источники, историографические материалы, урок истории, историко-познавательная деятельность.

Е.Б. Дьякова. Использование интерактивного потенциала презентаций в обучении истории.
В статье раскрывается один из путей формирования визуальной культуры учеников средствами учебных презентаций. Предлагается определение понятия «интерактивное визуальное пространство». Рассматриваются принципы создания и использования интерактивного визуального пространства презентации на основе технологии непрерывной познавательной деятельности учащихся. Демонстрируются примеры интерактивных модулей в учебных презентациях.
Ключевые слова: интерактивное визуальное пространство, технология непрерывной познавательной деятельности учащихся, интерактивные модули в учебных презентациях по истории.

О.А. Волгин. Развитие умений работы с документальными фотографиями и видеоматериалами в обучении истории.
В статье предпринята попытка осветить некоторые теоретические подходы к построению системы развития умений работы учащихся с аудиовизуальными документами в обучении истории.
Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, методика обучения истории, информационные умения.

А.Г. Музюкин. Опыт развития умений работы с визуальными источниками во французских школьных учебниках по истории.
В статье дается анализ опыта создания французских учебников истории на основе технологии управления процессом формирования умений (компетенций) учащихся.
Ключевые слова: французские учебники по истории, система формирования умений, визуальный текст, управление процессом формирования умений (компетенций), визуальные источники.

Л.В. Искровская, Р.М. Лозовая. К вопросу об использовании мемов как нетрадиционного средства обучения истории.
Авторы ставят вопрос о возможности использования мемов как нетрадиционных средств развития критического мышления школьников, останавливаются на достоинствах и возможных рисках использования мемов в обучении истории.
Ключевые слова: визуальный мем, критическое мышление, технологии развития критического мышления, обучение истории.

О.Б. Соболева, Е.Э. Иванов, В.Е. Малюгина. Обучение политике в школах разных стран.
Статья посвящена сравнительному анализу обучения политике в школах разных стран. Целями исследования являются: выявление особенностей школьного политического образования, включая его идеологический компонент; возможная группировка стран по основным подходам к обучению политике; определение передового опыта, актуального для современной российской школы. Методами исследования стали анализ нормативных документов и учебников по обществознанию разных стран, эмпирическое моделирование. В статье представлены зарубежные методические разработки, которые могут применяться отечественными учителями обществознания.
Ключевые слова: политическое образование, обществоведческое образование, граждановедение, зарубежное образование, постсоветское образование, школьные учебники, учебники по обществознанию, методика обучения обществознанию.

Э.В. Ванина. Социальный портрет выпускника школы: материалы для историко-обществоведческого образования.
Статья посвящена проблеме комплексного рассмотрения результатов историко-обществоведческого образования, в том числе с привлечением данных социально-педагогических исследований.
Ключевые слова: cоциально-педагогические исследования, социальный портрет выпускника, функциональная грамотность, результаты образования.

О.Б. Соболева, К.А. Павленко, Е.Э. Иванов, В.Е. Малюгина. Использование компьютерных игр в обучении обществознанию.
Статья посвящена проблеме несоответствия между дидактическим потенциалом компьютерных игр и практики их использования в обучении обществознанию в России. Методами исследования стали: анализ отечественной и зарубежной педагогической литературы, нормативных документов, самих компьютерных игр и методических разработок по теме; анкетирование учителей и учащихся; поисковый эксперимент и диагностическое тестирование.
Ключевые слова: обучение обществознанию, средства обучения, компьютерная игра, «серьезные» игры, развлекательные игры, зарубежный опыт обучения, домашнее задание, визуальный потенциал, системно-деятельностный подход.

Л.К. Ермолаева, О.Б. Островский, А.Р. Демидова. О концепции краеведческого образования петербургских школьников.
Статья рассказывает о петербургской концепции школьного краеведческого образования, созданной усилиями кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена и кафедры культурологического образования СПб АППО. В основе авторской концепции лежит идея Д.М. Лихачева о краеведении как «нравственной оседлости» населения, позволяющая использовать богатейший историко-культурный потенциал Санкт-Петербурга, как один из важнейших компонентов развития личности школьника.
Ключевые слова: концепция петербургского школьного краеведческого образования, историко-культурное наследие, краеведение, история и культура Санкт-Петербурга, петербургская самоидентификация, духовно-нравственная ориентация школьников, образовательный и воспитательный потенциал социокультурной среды города.

Е.Ф. Гостев. Разработка цифровых образовательных ресурсов для реализации национально-регионального компонента (общие подходы).
В статье раскрывается один из вариантов реализации национально — регионального компонента. Предлагается создание банка Цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Рассматриваются подходы к разработке цифровых ресурсов, критерии их отбора для банка, их адаптация. Демонстрируются примеры таких ресурсов в обучении.
Ключевые слова: национально-региональный компонент, цифровые образовательные ресурсы, краеведение.

Опубликовано в Новости.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*