Контент


Содержание журнала № 2 2021

Актуальная тема: Читательская грамотность и историческое образование

А.Б. Соколов. Развитие читательской грамотности в Англии средствами исторического образования.
В данной статье освещены подходы к проблеме развития ЧГ в процессе обучения истории, сформулированные в современной зарубежной дидактической литературе, а также рассмотрен опыт английских учителей по этому вопросу. Развитие умений чтения и письма, аудирования и говорения занимает важное место на уроках истории. В статье обосновывается вывод о том, что развитие ЧГ учащихся — это не второстепенная побочная задача исторического образования, ее оптимальное решение лежит в плоскости исследовательской парадигмы обучения и формирования критического исторического мышления учащихся.
Ключевые слова: зарубежная дидактика истории, урок истории в Англии, читательская грамотность, дисциплинарная грамотность, исследовательский метод, школьный учебник истории.

О.Ю. Стрелова. Задания для развития читательской грамотности и школьный курс истории.
В третьей статье цикла раскрыты признаки ЧГ-заданий и обоснован комплексный подход к их конструированию и использованию в школьных курсах истории. Разъясняются принципы разработки критериев для проверки ЧГ-заданий и диагностики читательской грамотности школьников. Приведен пример ЧГ-задания на основе исторического сюжета и документа с перспективой его интеграции в работу над «новыми грамотностями».
Ключевые слова: читательская грамотность, ЧГ-задание, метапредметные и личностные результаты исторического образования школьников, профессиональные компетенции учителя истории.

История и обществоведение

И.Л. Андреев. «Переворотный век».
В статье дана оценка эпохи дворцовых переворотов в современной историографии с попыткой адаптировать ее к преподаванию истории в основной школе.
Ключевые слова: дворцовые перевороты, гвардия, сословная политика, легитимность.

А.С. Новолодский. Предания как форма памяти о взятии Казани в 1552 году.
Взятие Казани русским воинством сразу по его свершению стало тем событием, которое заняло особое место в истории государства. Складыванию и сохранению исторической памяти способствовал сам русский народ, который изложил свое восприятие и память о взятии Казани в исторических песнях и преданиях. В данной статье рассматриваются именно исторические предания, связанные с казанским походом и непосредственно взятием Казани.
Ключевые слова: Иван Грозный, взятие Казани, исторические предания русского народа.

А.Ю. Сидоров, И.А. Ахтамзян. Советский Союз и распад Версальской системы (1933-1939 годы).
В статье рассматривается политика Советского Союза в Европе в 1933-1939 гг. в контексте кризиса Версальской системы международных отношений. Анализируя деятельность советской дипломатии, авторы приходят к выводу, что Советский Союз после 1933 г. перешел на позиции гаранта Версальского порядка, однако не смог предотвратить его распад, поскольку Великобритания и Франция не захотели сотрудничать с ним, сделав выбор в пользу умиротворения агрессоров.
Ключевые слова: Советский Союз, Версальская система, коллективная безопасность, политика умиротворения, Мюнхенская конференция.

В.В. Тулубец. Политика советского руководства по отношению к Эстонии в 1938-1940 годах.
Исследуемая тема имеет актуальную историко-политическую направленность. Автор публикации исследовал военно-политическую обстановку в Эстонии в 1938-1940 гг., которая носила достаточно сложный и неоднозначный характер. Исследователь на основе архивов доказал, что существенное влияние на развитие обстановки в Эстонии сыграл ряд объективных и субъективных причин, включая шаткое экономическое положение Эстонии, ее недостаточный политический авторитет в системе международных отношений, а также социальную активность политических партий.
Ключевые слова: Эстония, Германия, СССР, политические отношения, заключение пакта, информация от агента, немецкие спецслужбы, советское руководство.

И.С. Канавин. Противостояние советских органов безопасности националистическому подполью на Западной Украине в 1939-1941 годах.
Исследуемая тема имеет важную историко-политическую направленность. Автор статьи исследовал и доказал закономерность мер советских правоохранительных органов против украинских националистов в предвоенный период. Эта борьба показала то, что деятельность правоохранительных органов СССР на Западной Украине носила корректный характер по отношению к населению этого региона и обеспечивала государственную безопасность Украинской ССР и СССР, в целом.
Ключевые слова: Украинская ССР, Западная Украина, НКВД СССР, советские правоохранительные органы, немецкие спецслужбы, украинское националистическое подполье, государственная безопасность.

А.Р. Панов, Ю.Ю. Тункова. Альтернативные версии развития империи Александра Великого (историографический аспект).
Статья посвящена историографическому обзору альтернативных сценариев развития державы Александра Македонского. Основное внимание уделяется контрфактическим версиям (что было бы, если бы Александр Македонский не умер бы в 323 г. до н. э.), которые представлены работами выдающихся историков прошлого и современных авторов.
Ключевые слова: альтернативная история, эллинизм, Александр Македонский, греко-римские отношения.

Методика

А.Э. Ларионов, О.Ю. Аренд. Межпредметные связи в изучении истории великой отечественной войны.
Статья посвящена проблеме планирования и конкретного методического воплощения межпредметных связей при изучении истории Великой Отечественной войны в средней школе. Тема войны рассматривается как ключевой момент формирования российской гражданской идентичности и национальной исторической памяти.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, история, межпреджметные связи, патриотическое воспитание.

О.А. Чернуха. Походы Батыя на Русь (урок истории в 6 классе).
Представлен урок изучения нового материала по истории, направленный на формирование знаний о нашествии Батыя на Русь.
Ключевые слова: урок истории, нашествие Батыя, изучение нового материала.

М.Н. Руденко. Современное российское законодательство (урок по обществознанию в 10 классе).
Представлен повторительно-обобщающий урок по обществознанию, направленный на обобщение знаний об основных отраслях российского права.
Ключевые слова: урок обществознания, отрасли российского права, повторение.

Среди книг журналов и сайтов

П.А. Пучков. Терапия травмы: трудное прошлое как проблема и ресурс. Рецензия на книгу Николая Эппле «Неудобное прошлое».
Рецензия на книгу.
Ключевые слова: историческая память, сталинизм, агонизм.

Труды молодых ученых

С.В. Изотова. История идеи Учредительного собрания.
Работа посвящена истории развития идеи представительного органа народовластия — Учредительного собрания. В исследовании отражено возникновение института учредительной власти как заграницей, так и в России, что нашло отражение в программных документах различных политических организаций.
Ключевые слова: Учредительное собрание, Конституция, народное представительство, Великая российская революция, право.

Т.С. Капанина. Процедура открытия городских общественных банков в дореволюционной России (по материалам Московской губернии).
В данной статье рассматриваются причины, условия и процедура открытия городских общественных банков в XIX — начале XX вв. В работе изучается участие различных уровней власти и местных жителей в основании городских общественных банков.
Ключевые слова: Российская империя, городские общественные банки, кредитование, банковская деятельность, министерство финансов.

К.С. Данилочкина. Вал Адриана: становление образа в истории.
Римская граница на территории Британии, наиболее известная как Вал Адриана, за время своего существования получила множество наименований, от которых зависело восприятие образа стены. Наша цель — проследить изменения образа монумента, связанные с различными названиями, и как следствие, функциями, которые ему приписывали.
Ключевые слова: античность, материальная культура, римская Британия, Вал Адриана.

Опубликовано в Журнал в 2021 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*