Контент


Анекдот на уроках обществознания

Ольга Демьяновна Мишина – учитель обществознания МБОУ «Лицея «Сигма», г. Барнаула. Член губернаторского клуба «Учителя-новаторы Алтая».

Обществознание как интегральная дисциплина предполагает широкие возможности использования разнообразных элементов культуры в качестве иллюстративных материалов на уроках обществознания: картин, плакатов, художественных произведений, пословиц, афоризмов и др.

Анекдот представляет собой устный рассказ злободневного бытового или общественного содержания с неожиданной и остроумной концовкой. Многочисленные исследования посвящены изучению анекдота в таких аспектах как: малый словесный жанр, средство неформальной коммуникации, явление речевой культуры, феномен культуры. По тематике анекдоты бывают политические, этнические, студенческие, школьные, профессиональные, семейные и др.; в качестве отдельного жанра выделяют анекдоты литературные, исторические1. Из всех функций анекдота Ж.Б. Абильдинова называет основополагающими следующие: «критическая (высмеивать негативные черты (власти, поведения человека и т. д.)), развлекательная (рассмешить слушающего) и коммуникативная (поддержание живой связи с аудиторией)».2. Учителям обществознания анекдот может быть интересен как продукт народной культуры, повествующий о событиях, происходящих во всех сферах общества и иллюстрирующий все виды социальных отношений.

Роль анекдота в обществе неразрывно связана с конкретной исторической эпохой. А.А. Коряковцев отмечает, что политические анекдоты в советское время были «одной из форм идейного противостояния гражданского общества режиму»3. В условиях современного общества анекдот может рассматриваться как «инструмент для выявления общественного мнения»4.

Предлагается описание возможных форм работы с анекдотами на уроках обществознания.

  1. Использование анекдотов с целью выявления социальной проблемы и актуализации предметных знаний учащихся.

Подобную деятельность целесообразно организовывать в конце учебного года: учитель зачитывает анекдоты, действие которых происходит в различных сферах общества; учащимся предлагается определить и сформулировать социальную проблему с опорой на обществоведческие знания. Попутно учитель может задать вопрос о сфере общества, в которой происходят действия анекдота; попросить раскрыть сущность ключевого понятия, вокруг которого разворачивается повествование. Описываемое задание напоминает написание мини-сочинения в работе единого государственного экзамена по обществознанию (задание 29), где требуется сформулировать идею, заключённую в высказывании автора. Подобную работу учащимся предлагается сделать на материале анекдота. При затруднении с выявлением проблемы учитель может задавать наводящие вопросы.

Далее приводятся варианты анекдотов, которые могут быть использованы на уроках обществознания для описанной цели и возможные ответы школьников.

  • «Сегодня я видел, как одна старушка помогала перейти через дорогу мальчику, игравшему в смартфоне».

В данном анекдоте говорится об изменении норм морали в условиях постиндустриального информационного общества. Традиционно нормы морали предписывают молодым людям помогать пожилым; данный же анекдот иллюстрирует противоположную ситуацию. Другая тема: проблема современного общества, «обратная сторона медали» прогресса – зависимость детей от телефонов.

  • «Скорость звука – странная штука. Родители что-то тебе говорят в 20 лет, а доходит только к 40».

Анекдот повествует об отношениях между поколениями «отцов» и «детей». Представителям социальной группы «молодёжь» характерны такие социально-психологические качества как неустойчивость психики, внутренняя противоречивость, низкий уровень толерантности. Но на вторичном этапе социализации, когда молодые люди сами становятся родителями, их взгляды существенно меняются и они соглашаются с наставлениями своих родителей.

  • «Вчера искал справедливость – сегодня ищу работу».

Поднимается проблема трудовых отношений между работником и работодателем. К обязанностям работников относятся: добросовестное исполнение трудовых обязанностей, соблюдение трудовой дисциплины, выполнение установленных норм труда. Поэтому работодатель ценит работников, успешно исполняющих обязанности, а не «качающих права».

  • «Женщина в слезах вбегает в полицейский участок:

– Найдите моего мужа, я не могу без него жить!
– Когда он исчез?
– Десять дней назад.
– А почему вы только сейчас пришли к нам?
– У меня деньги кончились».
В этом анекдоте поднимается проблема взаимоотношения супругов в семье и тема общечеловеческих ценностей.

Полный вариант статьи доступен в эл. версии журнала. КУПИТЬ

Опубликовано в Статьи за 2020 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*