Марина Владимировна Короткова – доктор исторических наук, профессор кафедры методики преподавания истории Института истории и политики МПГУ, академик МАНПО.
Современный этап развития исторического образования характеризуется новыми образовательными вызовами. С одной стороны, значительно расширяется предметное поле методики преподавания за счет абсолютной доступности познавательной информации и значительного расширения площадок получения исторических знаний для ученика. С другой – современное образование инклюзивно по своей сути и направлено на учебную интеграцию всех участников процесса обучения независимо от их физиологических, психических и личностных особенностей. Эти тенденции не могут не оказывать влияния на расширение горизонтов методики преподавания и организацию урока истории.
Первая тенденция – это обновление принципов дидактики и методики урока истории.
Принцип научности сегодня рассматривается не столько в контексте исторических знаний ученика и формирования единой его целостной картины, сколько в ракурсе научно-педагогического построения его познавательной деятельности и формирования компетенций и результатов. В обучении используются наряду с научными исследовательскими методами ненаучные с точки зрения традиционных практик – художественные или театрализованные. Н.И. Дорожкина дала такое определение: «Современный урок истории должен быть сориентирован не на расширение информации, которую должны усвоить ученики, а на формирование их познавательной, информационной и коммуникативной компетенций, которые выражаются в готовности и способности учащихся к успешной продуктивной и эффективной деятельности»1.
Принцип наглядности ушел еще дальше от его традиционного понимания. Современное образование основано на мультимедийных средствах отображения предметов исторической реальности, его технические возможности позволяют быстро и доступно реконструировать любую среду прошлого, визуализировать людей и предметы, которые не существуют в реальном виде или изображении. Появился термин «дополненная реальность», сущностное наполнение которого имеет большие возможности для обучения истории. Теперь уже привычное презентационное визуальное восприятие истории является реализацией принципа наглядности в современной интерпретации.
Принцип доступности обучения предполагает сегодня не просто учет особенностей уровня развития учащихся, но и интеграцию различных детей в формируемую инклюзивную среду. Сделать обучение не просто доступным, но и личностно-ориентированным для каждого ученика – это важная и реальная педагогическая миссия учителя истории. Эта задача решается в современных условиях через создание инновационной среды с позитивной морально-психологической обстановкой, подкрепленной комплексом мер организационного и методического характера, обеспечивающих раскрытие творческих способностей каждого ученика на уроке истории.
Принцип сознательности и активности учения выдвигается на первый план в связи с тем, что результатом обучения стали конкретные образовательные продукты. Под образовательным продуктом понимается результат образовательной деятельности учеников, имеющий внешнее выражение (текст эссе, презентация, макет, альбом и т. д.) и внутренне проявление (личностные качества, умения). Деятельностный подход и нацеленность именно на конкретный результат предполагает активность участников образовательного процесса, их сознательное отношение к материалу и своей работе на уроке.
Дидактический принцип связи теории и практики сегодня также обретает иную окраску. Извлечение информации из Интернета по мере учебной надобности чаще всего не предполагает ее глубокого осознания. Актуальность принципа для обучения определяет существующее сегодня в школах отчуждение теоретического обучения детей, а также во многом оторванность этих знаний от жизни. В настоящее время более точно назвать этот принцип «от практики – к теории», т. к. инклюзивное обучение предполагает, прежде всего, предметно-практическую деятельность и рефлексивное осмысление детьми собственного субъектного опыта.
Таким образом, мы отмечаем модифицирование сущности традиционных дидактических принципов в современном образовании, которые уже имеют свои альтернативы. В практику обучения вошли новые принципы дидактики. Это вторая тенденция.
Принцип индивидуальной образовательной траектории базируется на собственном выборе или поиске учеником образовательных элементов из предложенного набора или создании собственных компонентов обучения.
Принцип метапредметоности обучения предполагает переход на метапредметный уровень познания, выходящий за рамки единой схемы для всех и включающий освоение методов и умений деятельности, имеющих индивидуальные смысловые и эмоциональные акценты, составляющие продуктивное обучение.
Принцип ситуативности процесса обучения сегодня означает создание творческих учебных ситуаций на уроках, предполагающих самоопределение школьников и нахождение собственного творческого разрешения заданной ситуации.
Принцип образовательной рефлексии прочно укоренился в школьном обучении и предполагает осознание субъектом всех сторон своей учебной познавательной деятельности.
А.В. Хуторской ввел принцип человекосообразности образовательной деятельности, под которым в современной дидактике понимается личностная ориентация ученика, обогащение его опыта, раскрытие его способностей и интересов2.
В соответствии с изменениями принципов обучения современный урок также претерпевает значительные изменения, меняется его структура и методика. Выделим несколько черт современного урока.
Первая черта – это нелинейность урока, которая отмечается рядом специалистов в области дидактики и методики3. Линейный урок предполагает четкое следование отработанной по времени структуре, проводится в учебном кабинете и запрограммирован расписанием. Нелинейный урок разрушает эту систему и расширяет границы временных и пространственных рамок урока. Например, урок в музее или выполнение учебного проекта. Нелинейность урока также предполагает отход от его традиционной структуры – проверка, изучение нового материала, закрепление. Компоненты – звенья урока – могут варьироваться в любом порядке в зависимости от задач данного урока.
Вторая черта современного урока – инновационная творческая среда, включающая освоение видов деятельности, коммуникацию и рефлексию. Инновационная среда – всегда практико-ориентированная среда, поэтому урок истории в современной школе позиционируется как поле, площадка, мастерская идей и организации творческого их воплощения. В условиях инновационной среды ученики исследуют, сочиняют, изобретают, рождают нечто новое, будь то добывание новых знаний в оригинальных формах или обнаружение новых познавательных возможностей школьника за счет реализации личностного потенциала и развития умений и способностей. Инновационная творческая среда, по мнению ряда специалистов, создается на основе дидактической (методической) эвристики. Учитель в такой среде занимает все более не лидирующую позицию, чем более ученики подготовлены, и их результаты выходят за рамки ожидаемого4. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает их минимальные успехи.
Третья черта – интерактивноть современного урока. Интерактивный урок характеризуется взаимодействием учеников со средой, с товарищами и учителем. Общение в условиях визуальной среды или среды за рамками класса порождает совершенно новый тип коммуникации. Этот тип характеризуется контактом с визуальным объектом и участниками образовательного процесса. В процессе визуализации один акт деятельности непрерывно следует за другим, действия автоматизированы и совершаются быстро, почти на лету. На уроке в музейной среде мы имеем дело с музейным предметом. Поскольку музейный предмет не только информативен, но и экспрессивен (вызывает яркие эмоции), аттрактивен (привлекателен по внешним данным), ассоциативен (способен вызывать определенные ассоциации у детей), поэтому организовать коммуникативную активную познавательную деятельность с этим предметом – игровую, проектную, исследовательскую – гораздо легче, чем, например, организовать такие продуктивные виды деятельности на уроке в школе. Если мы говорим об уроке истории, то обычно в музейном предмете воплощена целая эпоха, а он сам является частью, свидетелем эпохи, и в этом смысле – бесценным источником и ресурсом знаний, эмоций, чувств и отношения ученика к историческому прошлому. Это очень серьезная база коммуникации.
Интерактивное обучение всегда погружено в общение и творчество. Оно повышает мотивацию и усиливает поисковую активность участников, побуждает их к конкретным и осмысленным действиям. Интерактивное обучение формирует у школьников умение неординарно мыслить, творчески применять известную информацию, осуществлять перенос способов деятельности и изобретать новые для получения результата. В ходе интерактивного урока все участники образовательного процесса включаются в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта.
Четвертая черта современного урока – несомненное богатство его типов и форм. Интегрированный, полипредметный и метапредметный урок выходит за рамки учебного предмета. А.В. Хуторской делит все современные уроки по доминирующим группам на уроки когнитивного типа (исследовательские, лабораторные и т. д.), уроки креативного типа (дискуссия, игра, эвристическая ситуация и т. д.), уроки оргдеятельностного типа (групповая работа, проект и т. д.), уроки коммуникативного типа (соревнование, конференция, аукцион, круглый стол, суд и т. д.), уроки ценностно-смыслового типа (урок «изменения» истории, смыслотворчества, самореализации и т. д.)5. М.В. Кларин разделил все современные формы урока на 3 типа: исследовательские, игровые и дискуссионные6.
Н.И. Дорожкина выделила следующие формы урока истории: интегрированные, театрализованные, игровые, интерактивные, проектные, квестовые и т. д.7 Творческий урок проводится с целью создания учениками собственного образовательного продукта. Образовательный продукт является результатом выполнения определенных видов деятельности, поэтому разделение творческих уроков на типы может происходить на основе различных ведущих видов деятельности: когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных и др.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.