Контент


Т.В. Болотина. Вопросы толерантности в современном российском образовании

Проблема толерантности была актуальна всегда, но в последние годы она приобретает особенно большую значимость. В обществе наблюдается активный рост агрессивности, насилия, экстремизма. Сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической и религиозной почвах. Не обошли эти тенденции и школу. Миграция населения привела к тому, что многие школы становятся своего рода микрокосмом культурного многообразия, что нередко и порождает конфликты.

Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность – это моральное качество личности или состояние общественных нравов, характеризующееся сдержанностью моральных оценок, неагрессивным способом восприятия морального и социального зла, стремлением учитывать интересы других людей и народов. Толерантность определяется как умение без вражды относиться к чужому мнению, к чужому образу жизни, к другой национальной культуре, к иного рода религиозным взглядам, языку, чувствам, мнениям, верованиям, как определенная мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые идеи, обычаи, культуры, нормы поведения, слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, отличное от собственного, и т. п. В то же время толерантность – это готовность к диалогу, взаимопониманию и уважению, признание права на проявление национальных характеристик в поведении и высказываниях (если они не противоречат нормам морали и права общества в целом).

Толерантность является одной из основных универсальных ценностей современного общества, условием мира и развития всех народов. Поэтому необходимо постоянно укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу, и не только в отношениях между отдельными людьми, но и в отношениях на уровне семьи, общины, трудового коллектива, других социальных образований и институтов. Большая роль в данном процессе отводится образованию. Школа как важнейший социальный институт призвана помочь обществу стать более гуманным и толерантным. Это место открытого человеческого общения, поэтому ее психологический климат должен способствовать личностному росту учеников, учителей, администрации, родителей.

Межкультурному взаимопониманию, примирению нужно учить. Соответственно, одной из задач школы становится совершенствование содержания и организация толерантного воспитания. За последнее десятилетие в Российской Федерации были организованы и проведены различные мероприятия: принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001–2005 гг.; разработаны региональные программы, в которых одной из задач зафиксирована разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования; начали проводиться всероссийские конкурсы «Самая толерантная школа России», семейный плакат «Школа толерантности»; и др. Министерством образования и науки подготовлены нормативно-рекомендательные документы по данной проблеме. Особое значение среди них имеет базовый документ «Методические рекомендации «О преподавании прав человека в общеобразовательных учреждения Российской Федерации»» от 15 марта 2006 г., в котором толерантность зафиксирована как важный принцип реализации прав человека в современном обществе.

Особенность обучения толерантности заключается в том, что здесь важно не только и не столько передавать знания, но и обеспечить воспитание нравственности и правовой культуры, сформировать уважительное отношение к людям, окружающему миру. Такое обучение должно носить творческий характер и одновременно иметь практико-ориентированную направленность. Наиболее эффективной формой работы может стать элективный курс «Толерантность» (название условное). Его начало можно приурочить к Международному дню толерантности (16 ноября).

При преподавании курса «Толерантность» следует, несомненно, учитывать уровень развития детей, их возрастные особенности. Так, например, в начальной школе, когда у детей в познании особую роль играет эмоционально-чувственная сфера, основная задача обучения толерантности состоит в формировании позитивных качеств личности, которые проходят через всю сознательную жизнь человека: сочувствие, сопереживание, добропорядочность, миролюбие, терпимость. Младший школьный возраст – наиболее сенситивный период для формирования чувств, связанных с осознанием своей собственной ценности и ценности своих человеческих прав, развития эмпатии. Обучение толерантности детей раннего возраста способствует пробуждению у них чувства человеческой ценности, ощущения своего «я», признания права других быть отличным от них и жить с окружающими в мире и согласии. На этом этапе главными понятиями, которые усваивают учащиеся, являются добро и зло, хорошо и плохо, порядочность, уважение, уникальность личности, уважение различий между людьми. На уроках предпочтительно использовать игровые формы проведения занятий. Выигрышные моменты в обучении – работа с иллюстрациями, рисование. Важно совмещать индивидуальную и групповую работу, чтобы дети на практике познали, что такое уважение и терпимость по отношению к другим.

В основной школе обучение толерантности предполагает освоение норм и ценностей, составляющих само понятие толерантность. Здесь происходит переход от образно-эмоционального к рационально-логическому восприятию, осознание нравственных начал толерантности, ее исторических корней, связи с традициями, особенностями жизни народа. В содержание толерантности включаются история и культура различных регионов, особенности и разнообразие культур народов мира, взаимосвязь мира и прав человека, идеи мирного существования и сотрудничества стран, естественные и неотчуждаемые права человека. В основной школе при обучении толерантности выбор надлежит отдавать комплексу познавательных и практических заданий, которые учитывают содержательную и организационно-деятельностную специфику нового курса, опираются на интересы и жизненный опыт учащихся.

Для учащихся старшей школы характерен переход к рационально-логическому восприятию мира. В этот период учащиеся способны вести сравнительный анализ и сопоставление норм и ценностей человеческого бытия, выявлять различия между культурами, понимать причинную обусловленность этих различий. Итогом обучения толерантности должно стать понимание многообразия культур, уважение к людям разных национальностей, их культурам и традициям, возможность самостоятельной ориентации в многообразии ценностей и норм, окружающих современного человека.

Учащиеся усваивают основные факты, связанные с толерантностью, через историю человечества и реализации прав человека: дискриминация в прошлом и в современном мире; холокост и другие случаи массового геноцида; связь вопроса о правах человека с укреплением мира, безопасности, взаимопонимания между народами; и др. В старшей школе лучше избрать поисково-исследовательской метод и деятельностную практику.

Успех обучения толерантности во многом зависит от учителя и атмосферы школы. Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель – ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Только в демократической школе возможно эффективное обучение толерантности.

Основными элементами демократического школьного уклада являются:

—       идея приоритета прав личности, которая пронизывает всю школьную атмосферу – как содержание учебно-воспитательного процесса, так и всю школьную организацию;

—       демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его;

—       превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса;

—       широкое участие учащихся в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем;

—       создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности сторон образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, консенсуса, согласование интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность, поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива;

—       создание в школе правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций), развития школьного соуправления, моделирование в школе институтов демократии;

—       создание в школе среды самоусовершенствования и обновления;

—       учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности.

Основополагающие принципы организации школьного уклада должны стать важной составляющей содержания образования и воспитания в духе толерантности.

Ключевые слова: толерантность, обучение, воспитание.

Key words: tolerance, training, education.

Опубликовано в Статьи за 2010 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*