Актуальная тема: Метапредметный подход: риски и стратегии деятельности
И.Ю. Синельников. Метапредметный подход: риски и стратегия деятельности.
Статья посвящена актуальной проблеме современного образования — вопросу внедрения метапредметного подхода в практику школьного обучения. Автор предлагает три стратегии организации педагогической деятельности, использование которых поможет учителю в формировании у школьников интегрированных знаний и универсальных учебных действий.
Ключевые слова: метапредметность, метапредметные результаты, межпредметное взаимодействие, универсальные учебные действия, смысловое чтение, риски.
История и обществоведение
В.В. Пенской. «Неизвестная» Ливонская война.
Данная статья представляет критику традиционной хронологии военного конфликта в северо-восточной Европе во 2-й половине XVI в. В историографической традиции за этим конфликтом закрепилось название «Ливонская война 1558-1583 гг.».
Ключевые слова: раннее Новое время, XVI в., внешняя политика, Ливонская война.
В.Г. Егоров. Модернизация и революция как структурные предпосылки российской современности.
В статье представлен авторский взгляд на историко-культурные основания понимания современного российского социально-политического процесса, формирования стратегии общественного развития, релевантности институтов и практик, заимствованных из западного культурного опыта в процессе реформирования российского социума.
Ключевые слова: российская модернизация, традиция в модернизационном контексте, русская революция, крестьянский вопрос.
О.Ю. Стрелова. История человечества: кратко, но всерьез. Часть 2 (книги Юваля Ноя Харари как дополнительные информационные ресурсы в школьных курсах истории и обществознания).
Методические разработки, подготовленные автором статьи на основе второй главы книги Юваля Ноя Харари, акцентируют проблему многолинейности эволюции человека как вида и влияния первой когнитивной революции на развитие коммуникативных способностей Homo sapiens.
Ключевые слова: первобытная история, когнитивная революция, язык вымысла, способность к сотрудничеству, исследовательская деятельность школьников.
И.Л. Андреев. Строптивый патриарх.
В статье дается анализ личности патриарха Никона как человека и как священнослужителя своего времени.
Ключевые слова: патриарх Никон, православие, раскол, абсолютизм, светская власть.
Методика
А.Н. Иоффе. Спорные вопросы в преподавании общественных дисциплин.
В статье представлены педагогические подходы к организации рассмотрения спорных вопросов в рамках учебных занятий и внеклассной воспитательной работы. Описываются конкретные приемы и даются методические рекомендации практического характера.
Ключевые слова: спорные вопросы, конфликты, глобальные проблемы современности, ассимиляция, мировоззрение, ценности.
А.М. Муслимов. О конфликтах — на спичках (комплекс интерактивных занятий в курсе «Обществознания» в старшей школе).
Представлен авторский комплекс интерактивных занятий для старшеклассников, разработанный на основе мультфильма режиссера Г. Бардина «Конфликт» (1968 г.).
Ключевые слова: межличностный конфликт, интерактивные занятия, модели регулирования конфликтов.
М.В. Виноградова. Облачные технологии в работе учителя истории.
В статье описаны уроки истории и обществознания, которые проходят с использованием облачной технологии. На конкретных примерах автор анализирует достоинства и недостатки нового методического средства.
Ключевые слова: облачные технологии, стена Padlet, Google-формы.
Е.А. Омельченко. Дети из семей мигрантов на уроках истории: подходы к обучению и социокультурной адаптации.
Статья отвечает на вопрос, как эффективно организовать процесс социальной и культурной адаптации детей разной этнической и религиозной принадлежности в школьном коллективе с особым вниманием к урокам истории.
Ключевые слова: дети из семей мигрантов, социокультурная адаптация, интеграция, межкультурная компетентность, многонациональный класс, поликультурное образование.
Д.М. Солодовник. ЮНЕСКО и школьный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
В обзорном материале автор затрагивает проблему межкультурного и межнационального диалога в подготовке и реализации соответствующих образовательных проектов в России согласно образовательным проектам ЮНЕСКО.
Ключевые слова: ЮНЕСКО, основы духовно-нравственной культуры, образовательный проект.
А.В. Хорошенкова. Реализация принципа интеграции в процессе формирования метапредметных умений учащихся в правовом образовании.
В статье рассматривается роль интеграции в процессе формирования метапредметных умений учащихся в обучении праву. На примере заданий ЕГЭ раскрываются особенности оценивания данных умений.
Ключевые слова: правовое образование, метапредметные умения, интеграция, межпредметные связи.
А.С. Новолодский. Борьба Москвы с Крымом в русской художественной литературе XIX века.
В статье анализируются русская художественная литература XIX вв., в которой нашла отражение память о событиях и героях борьбы с крымскими татарами во время царствования Ивана Грозного.
Ключевые слова: Крымское ханство, Русское царство, Иван Грозный, исторические песни.
Труды молодых ученых
В.И. Кузнецов. Соблюдение принципа взаимности в отношениях Московского царства и Священной Римской Империи в 1680-х гг. как инструмент дипломатической практики на примере миссии И.Г. Гевеля в 1684 году.
В статье рассматривается обеспечение принципа протокольного равенства между Москвой и Веной как результат изменения геополитической ситуации как в Восточной Европе, так и на Балканах.
Ключевые слова: история международных отношений, И.Г. Гевель, дипломатия Нового времени.
Н.А. Кутуева. Российские социалисты и банкетная кампания 1904 года.
В статье рассматривается деятельность социал-демократов и социалистов-революционеров, их взаимоотношения с либералами, являвшимися инициаторами политических банкетов во время банкетной кампании 1904 года.
Ключевые слова: банкетная кампания, социал-демократы, социалисты-революционеры, либералы, земское движение.
А.В. Орлова. Политико-правовой аспект основных философских идей средневековья.
В статье рассматривается политико-правовой аспект основных философских идей cредневековой Западной Европы.
Ключевые слова: теократические концепции, политические концепции, право, государство, законы, Католическая Церковь.
Ф.М. Арифуллин. С.П. Мельгунов в дни Красного террора в Москве 1918-1920 годов.
В статье описывается период жизни выдающегося русского историка С.П. Мельгунова перед вынужденной эмиграцией в момент начала Красного террора в России, что послужило созданию монографии, в которой исследуются причины данного явления в стране.
Ключевые слова: С.П. Мельгунов, выдающийся русский историк, непримиримый борец с большевизмом, вынужденная эмиграция.
А.Б. Прилуцкая. Образ императора Николая I в начале царствования Александра III: особенности функционирования образа.
В статье рассматривается образ императора Николая I в глазах высшей бюрократии Российской империи в начале правления Александра III; анализируются причины обращения к образу деда царствующего монарха в этот период.
Ключевые слова: Российская империя, личность в истории, император Николай I, образ, высшая бюрократия.
А.А. Педько. Профессор Императорского Московского университета Аполлон Грушка в системе государственных служащих Российской империи.
Статья посвящена исследованию вопроса о месте профессора Императорского Московского университета Аполлона Аполлоновича Грушки в системе государственных служащих Российской империи.
Ключевые слова: музейная коллекция, сфрагистика, личная печать, профессор, Аполлон Грушка, Российская империя, личность в истории.
Э.О. Захарова. Андрей Заблоцкий: чиновник и публицист.
В статье впервые рассмотрено публицистическое наследие А.П. Заблоцкого-Десятовского, разобрана основная проблематика его работ, посвященных самому широкому кругу экономических, статистических и сельскохозяйственных проблем России.
Ключевые слова: публицистика, просвещенная бюрократия, А.П. Заблоцкий-Десятовский, чиновничество, сельское хозяйство.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.