Контент


Информационные ресурсы: направления совершенствования

Татьяна Викторовна Коваль – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования (ИСРО РАО), Москва.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017–2019 гг. (№ 27.6122.2017/БЧ).

E-mail nastiakovalt@mail.ru

На наших глазах единое информационное пространство (информационные ресурсы, технологии, инфраструктура) превращается в системообразующий фактор социума[i]. В научной полемике корректируется и углубляется смысл этого понятия, анализируются изменения в образовательной среде, которые привносит информатизация[ii]. В условиях «информационно-образовательной среды», «виртуализации образования», «виртуальной образовательной реальности», «цифрового образования», «дигитального образования» особое значение приобретают проблемы соотношения знаний и информации[iii],[iv],[v],[vi] и сущности приобретения (присвоения) знаний[vii],[viii]. Виртуальная образовательная среда, по определению М.Е. Вайндорф-Сысоевой, включает информационное содержание и коммуникативные возможности «компьютерных сетей, формируемых и используемых для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса», «создана и развивается для эффективной коммуникации всех участников образовательного процесса; отличается от традиционной способом получения (предоставления) образования, характером образовательной коммуникации, осуществляемой как опосредованно – на расстоянии, так и традиционно – «глаза-в-глаза»[ix].

Создание сетевых проектов и интеграция информационных технологий в учебный процесс начиналась в российском образовании с деятельности энтузиастов – создателей интернет-порталов (например, «Сеть творческих учителей», созданная А. Драхлером). Сейчас активно и продуктивно работают образовательные порталы и сайты «ПостНаука», «Arzamas.academy», «Magisteria», интерактивный сайт «Карта истории», информационные ресурсы для учителей истории ГПИБ России и т. д. Часть ресурсов некоторых из названных сайтов может быть предоставлена на платной основе, что не противоречит мировой практике. Так, Британский архив (сайт «The National Archives») создает сценарии уроков истории, которые распространяются по платной подписке в британских школах, и только некоторые выложены в открытом доступе.

В настоящее время в России процесс информатизации образования в значительной степени связан с государственными инициативами: созданы «Национальная платформа открытого образования» в системе высшего образования и «Российская электронная школа», ядром которой является «Московская электронная школа». «Библиотека МЭШ должна стать для всей образовательной программы источником разнообразных материалов, включающим интерактив и элементы геймификации», – указано на сайте мэра Москвы. К сотрудничеству приглашаются разработчики содержания «по отдельным темам», создатели «интерактивных уроков, которые проводятся с помощью интерактивных задач, схем, карт, видеофрагментов и тестов»; авторы учебных пособий, учебных курсов и методических материалов. Возможности, предоставленные сетевыми ресурсами, открывают новые перспективы для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей и родителей).

Насколько соответствуют сценарии уроков требованиям к современному занятию? Рассмотрим методический аспект проблемы и проанализируем методические разработки уроков (учебных занятий) по обществознанию, представленные на образовательной платформе МЭШ. Их предлагают учителям для непосредственного использования в процессе преподавания или в качестве опоры при разработке своего варианта проведения урока. Мы выбрали 50 уроков (учебных занятий), тематика которых отражала содержание предмета «обществознание» (по 10 уроков на каждый из разделов «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право») и проследили методическое воплощение такого аспекта педагогической деятельности, как мотивация. Значительная часть учебных занятий (33 из 50) содержала этот компонент учебной деятельности (по 8 видеоуроков разделов «Человек и общество» и «Экономика», по 7 видеоуроков по социальным отношениям и политике, 3 урока по праву). Напомним, что мотивация – это целенаправленный процесс вовлечения учащихся в познавательную деятельность на уроке, ее отсутствие сводит на нет все усилия по организации учения, лишает обучение результативности и продуктивности[x],[xi],[xii],[xiii],[xiv].

Были выделены следующие приемы мотивации познавательной деятельности: 1. постановка проблемы (проблемного вопроса); 2. использование видеоматериала (изображения или нескольких изображений, фотографии, видеофрагмента), который иллюстрирует тему; 3. использование цитаты или иного высказывания, связанного с темой; 4. привлечение реальной ситуации, связанной с темой и обращенной к опыту учащихся; 5. использование опережающего познавательного задания (в любой форме) для выполнения которого необходимо привлечь информацию новой темы.

Таблица

Результаты анализа уроков (учебных материалов)

Компоненты содержания предмета «Обществознание» Приемы мотивации
1. Проблема (проблемный вопрос) 2. Видеоматериал 3. Цитата, высказывание 4. Реальная ситуация 5. Познавательное задание
Человек и общество 0 5 2 0 6
Экономика 1 1 4 1 1
Социальные отношения 0 6 4 0 2
Политика 1 5 1 0 4
Право 0 3 2 0 0

 

Выбор приемов № 2–4 означал, что материалы урока содержали видеоматериал, высказывание (либо и видеоряд, и высказывание) или реальную жизненную ситуацию без описания методических приемов использования этого материала в качестве мотивирующего. Предполагаем, что разработчики уроков считали само их наличие компонентом мотивации. Если указанные выше средства использовались в качестве основы для познавательного проблемного задания, выбиралась позиция 5.

Данные, содержащиеся в таблице, показывают: несмотря на возможности, которые представляет содержание предмета «обществознание», практически не используется раскрытие значения изучаемого материала через постановку проблемы, обращение к личному опыту учащихся, к жизненным (реальным) ситуациям.

Во многих сценариях разработчики предлагали «определить / сформулировать / предложить варианты» темы урока или вспомнить значение изученных ранее понятий на основании иллюстраций или цитат. Оба приема нельзя отнести к мотивирующим. Определение темы на практике сводится к угадыванию по неким косвенным второстепенным признакам и является имитацией принятия учеником цели урока затратным по времени способом. Определение понятий связано с воспроизведением (актуализацией) ранее полученных знаний и непосредственно не определяет познавательную активность учащихся.

Таким образом, заявленный компонент (этап) урока, связанный с мотивацией познавательной активности, часто является формальным. Возникает вопрос: можно ли считать методический дефицит, выявленный в результате анализа, случайным (связанным с недостатками конкретных материалов) или системным? Приходится констатировать: не все компоненты урока могут быть представлены полно в форме, заданной разработчикам МЭШ. Чем более личностно значимым является компонент учебного занятия, тем меньше возможностей его адекватного отражения. Электронный носитель не может заменить традиционную форму общения учителя и ученика, и методическая ценность любой разработки связана с ее общим замыслом, с вариативностью использования ее составных частей.

В каком же направлении желательно совершенствовать методическую

составляющую разработок МЭШ?

Создание сетевых проектов, включая проекты национального масштаба, не является целью образовательного процесса, своеобразной образовательной панацеей на все случаи жизни. Это информационное меню, совокупность средств, которые учителя и ученики могут использовать для достижения поставленных ими целей в совокупности с иными образовательными средствами. Безудержное восхваление ресурсов не помогает их совершенствованию и не способствует популяризации. Использование ресурсов не должно быть принудительным или ритуальным. Прежде всего, необходимо проводить профессиональный отбор материалов, подобный отбору статей в ведущих педагогических и предметно-методических изданиях. Должна быть создана конкурентная среда, в которой были бы представлены вариативные методические материалы. Положительно скажется на качестве представленной информации открытый доступ к образовательным ресурсам и возможность их обсуждения.

Примечания

[i] Л.П. Гончаренко и др. Экономическая безопасность: учебник для вузов / Под общ. ред. Л.П. Гончаренко, Ф.В. Акулинина. М., 2018. С. 173.

[ii] Иванова С.В. Педагогический аспект влияния инфокоммуникационных технологий на образовательное пространство / В сборнике Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016). Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2016. С. 93–99.

[iii] Пушкарева Е.А. Знание и информация в современном обществе // Философия образования. 2008. № 2. С. 54–61.

[iv] Иноземцев В. Информация, но не знание // Свободная мысль. 2007. № 9. С. 196–202.

[v] Адлер Ю.П., Черных Е.А. Знания и информация – это не одно и тоже // Информационное общество. 2001. № 6. С. 8–15.

[vi] Карпов А.О. Общество знаний: знание vs информация // Философские науки. 2017. № 12. С. 19–36.

[vii] Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм – их значение для современного образования // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 175–180.

[viii] Ярославцева Е.И. Человек в цифровом пространстве – допуск к образованию или просвещению? // В сборнике Высшее образование для XXI в. Доклады и материалы. Симпозиум «Высшее образование и развитие человека». 2015. С. 27–36.

[ix] Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий. Учебное пособие. М., 2010. С. 5.

[x] Патяева Е.Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М., 2002. С. 289–313.

[xi] Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Пер. с нем. СПб., 2003.

[xii] Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития // Дисс. на соиск. уч. ст. д-ра психол. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2013.

[xiii] Подходова Н.С. Субъектный опыт учащихся в преодолении отчуждения от процесса обучения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 63–69.

[xiv] Березнева Е.Ю., Крысова Т.И. Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 6–2. С. 335–338.

Опубликовано в Статьи за 2018 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*