Контент


Содержание журнала № 5 2018

Актуальная тема: Анализ УМК нового поколения по истории

О.Н. Шапарина. Современный учебно-методический комплекс по отечественной истории: структура и содержание.
В статье впервые осуществлен историко-методический анализ современного учебно-методического комплекса по отечественной истории, который поможет учителю при подготовке и проведении уроков.
Ключевые слова: учебно-методический комплекс, Федеральный государственный образовательный стандарт, Историко-культурный стандарт, системно-деятельностный подход.

История и обществоведение

С.Е. Лазарев. «Тот, который Чапаева играл». К 115-летию со дня рождения Б.А. Бабочкина.
В статье на основе архивных документов и воспоминаний современников анализируется жизненный и творческий путь выдающегося артиста Бориса Андреевича Бабочкина, известного широкому зрителю по роли Чапаева.
Ключевые слова: Борис Андреевич Бабочкин, Большой драматический театр им. М. Горького, братья Васильевы, Великая Отечественная война, кинематограф, Ленинградский академический театр драмы имени А.С. Пушкина, Малый театр, «Родные поля», «Чапаев».

Е.Б. Беспятова. Некоторые аспекты инновационного подхода к изложению темы «Советский Союз и окружающий мир: парадигмы развития» в преподавании учебной дисциплины «История».
В статье актуализируется социальная значимость компетенций поведенческой ориентации, обеспечивающихся проблемным содержанием учебных лекций. Делается вывод о том, что анализ теоретического осмысления НЭПа способствует развитию социальной идентичности и постижению научной истины.
Ключевые слова: НЭП, инновационные технологии, проблемная лекция.

В.Н. Замулин, В.В. Замулин. Как освобождали город первого салюта (окончание).
В статье на обширном документальном материале из российских и зарубежных архивов, значительная часть которого вводится в научный оборот впервые, анализируются вопросы, связанные с боевыми действиями войск Степного фронта по освобождению Белгорода от германских оккупантов в августе 1943 г.
Ключевые слова: Курская битва, операция «Полководец Румянцев», освобождение, Белгород, первый салют, И.С.Конев.

Е.Н. Панин, С.В. Никитин. Подрывная деятельность гитлеровских спецслужб в Латвийской ССР в 1940-1941 годах.
Исследуемая авторами тема имеет важную политическую направленность. Авторы показали сущность военно-политического влияния гитлеровской Германии на внутриполитические процессы в Латвии перед Второй мировой войной.
Ключевые слова: Германия, немецкие спецслужбы, подрывная деятельность, националистическое подполье, Латвия, латвийские националисты, фашисты, преступления.

А.И. Тетуев. Становление и развитие местного самоуправления в период системной трансформации российского общества.
Выявлены региональные особенности становления и развития местного самоуправления как институтов гражданского общества. Раскрываются проблемы, препятствующие становлению местного самоуправления.
Ключевые слова: местное самоуправление, государство, закон, реформирование, особенности, гражданское общество.

Е.А. Ялозина. Генезис отечественного всеобуча в контексте истории просвещения ХVIII века.
Рассматриваются истоки отечественной системы всеобщего начального образования. В центре внимания — проекты эпохи Екатерины II, в основу которых заложен принцип всеобуча. Показаны особенности и значение этого этапа в истории отечественного образования.
Ключевые слова: Екатерина II, Уложенная Комиссия, И.И. Бецкой, народная школа, всеобуч.

Методика

В.О. Гусакова. «Ген Богатыря». Художественная панорама и ее дидактическое значение в воспитании школьников.
В статье описаны этапы становления и особенности развития панорамного искусства в России от Ф.А. Рубо до современных художников и раскрыто его дидактическое значение в воспитании школьников.
Ключевые слова: художественная панорама, художник, битва, история, смысл.

А.Э. Ларионов, О.Ю. Аренд. Великая Отечественная война в школьном курсе истории: проблемы теоретического содержания учебников.
Статья посвящена сравнительному анализу качества освещения истории Великой Отечественной войны в школьных учебниках истории, рекомендованных к использованию Министерством образования и науки России.
Ключевые слова: учебник истории, Великая Отечественная война, теоретическое содержание, патриотическое воспитание.
Н.Р. Галявиев. Великие географические открытия. Интегрированный урок для VII класса с использованием заданий метапредметной направленности.
Оригинальная методическая разработка для VII кл. с применением заданий метапредметной направленности (история, математика, английский язык).
Ключевые слова: интегрированный урок, метапредметные задания, история, великие географические открытия.

П.А. Трухин. Педагогические условия организации учебных занятий в «Летней Археологической Школе».
В статье рассматривается модульный подход при организации дополнительного образования старшеклассников в форме «Летней Археологической Школы», раскрываются особенности реализации учебных модулей.
Ключевые слова: историческое образование, дополнительное образование, модульное обучение, археология, мотивация, теоретические занятия, практические занятия, полевая практика.

Труды молодых ученых

В.В. Кульбашный. Сравнительный анализ «идеи нации» во французской и российской консервативной мысли 1870-1914 годов.
Статья посвящена анализу и сравнению взглядов на «идею нации» в консервативной общественной мысли на примере работ И. Тэна, Э. Ренана, Г. Тарда, Г. Лебона, М. Барреса во Франции и Н.Я. Данилевского, Н.Н. Страхова, К.Н. Леонтьева, Л.И. Тихомирова, М.Н. Каткова в России в 1870-1914 гг.
Ключевые слова: нация, национализм, идея нации, консерватизм, Россия, Франция.

В.Г. Фарис. Память об участии ассирийцев в Великой Отечественной войне как фактор поддержания этнической идентичности московской ассирийской общины.
Автор исследует биографии московских ассирийцев-ветеранов Великой Отечественной войны и приходит к выводу, что воспоминания об участии ассирийцев в этой войне играют важную роль в поддержании этнической идентичности московской ассирийской общины.
Ключевые слова: ассирийцы Москвы, ассирийская община, ассирийцы ветераны, Великая Отечественная война, историческая память, этническая идентичность.

М.П. Глазкова. Национальные отношения в СССР: специфика реализации государственной политики (1985-1991 годы).
Отражение специфики национальной политики СССР в деятельности региональных элит, ключевые механизмы национальной политики и их влияние на общественно-политическую жизнь СССР в период перестройки.
Ключевые слова: межнациональне конфликты, сепаратизм, местные элиты, децентрализация СССР.

Е.А. Тютина. Проектная работа как вид инновационного обучения. Опыт форума студенческого актива Московской области.
Автор статьи анализирует основы метода проектов: историю его появления, основных авторов метода, практику применения, а так же современное состояние проблемы проектной деятельности. Использует, как общеизвестную литературу по теме статьи, так новую.
Ключевые слова: метод проектов, инновационное образование, обучение.

Д.А. Гармышев. Проблемы интеграции Северного Кавказа в правовое поле Российской империи: привлечение горцев на службу.
Установление российской власти на Кавказе подразумевало под собой выстраивание взаимовыгодных отношений с местным населением. Наиболее остро стояла проблема включения горцев в российское правовое поле, а также в государственную службу.
Ключевые слова: Кавказская война, интеграция, горцы.

А.С. Хрипунов, А.А. Корников. Разработка большевистской концепции народного образования в дореволюционный период (1903-1917 годы).
В статье рассматриваются основные программные положения большевистской партии в области образования в дореволюционный период. Дается анализ места и роли просвещения в деятельности большевиков в 1903-1917 гг.
Ключевые слова: Российская империя, образование, политические партии, большевизм.

Опубликовано в Журнал в 2018 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*