Контент


Региональная история: быть или не быть?

 Владимир Глебович Петрович – кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования».

 Саратовский опыт

Почти четверть века тому назад, 1 сентября 1992 г., я начал учительствовать на саратовской земле, куда судьба забросила из Ташкента после распада СССР. Будучи уже достаточно опытным педагогом, т. к. приехал с записью в трудовой книжке о присвоении высшей квалификационной категории (Узбекистан участвовал в апробации новой системы оценки труда педагога) и удостоверением учителя-методиста в кармане), я прекрасно понимал, что преподавать историю России невозможно, не опираясь на историю региона, в котором тебе довелось работать.

Уже в первый учебный год на российской земле, проходя всю программу курса истории с V по XI кл. (школа была сельская, я – единственный историк), делал для себя удивительные открытия: многие персонажи истории огромной страны имеют саратовские корни – политрук Клочков, генерал Панфилов, Виктор Талалихин, Юрий Гагарин, да и персонажи более отдаленной истории – Чапаев, Чернов, Столыпин, Чернышевский, Радищев, Пугачев, Разин – всех не перечислишь – если не родились в саратовском Поволжье, то тут учились и приземлились, как Гагарин, прошли огнем и мечом по этим местам, как Пугачев и Разин.

Когда в своем селе Бартеневка Ивантеевского района изучал с учениками, как теперь принято говорить, «трудные вопросы» отечественной истории, дети просвещали меня, уже убеленного сединами учителя, показывая живых участников событий далеких лет: коллективизации, голода, восстановления народного хозяйства.

В то время интернета не было, сведения по истории Саратовской области приходилось добывать по крупицам. В 1990-е гг. коллеги из Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (СГУ) издали несколько книг, посвященных истории Саратовской области. В основном эти работы завершались событиями 1917 г. и далее не затрагивали ХХ век1.

В начале XXI в. положение изменилось, было выпущено несколько капитальных трудов по истории саратовского Поволжья2.

К сожалению, недостаток у этих трудов был один, но значимый. Огромные по объему, они были написаны в стиле добротных научных монографий и соответствующим академическим языком, который трудно понятен даже студентам первых курсов исторических специальностей. Девятиклассники в подавляющем большинстве не сумели адекватно работать по таким текстам.

В ноябре 2014 г. руководство Института всеобщей истории Российской академии наук (ИРИ РАН) и Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН) – эти коллективы патронируют проект «История России через историю регионов» – предложило создать новое учебное пособие по истории Саратовской области для старшеклассников и студентов первых курсов, что, естественно, было принято с благодарностью и безоговорочно.

Рабочая группа по написанию пособия была создана на базе кафедры Саратовского областного института развития образования (СОИРО). В ее состав вошло 14 авторов, представляющих кроме СОИРО, СГУ и Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина (ПИУ): два доктора исторических наук, десять кандидатов и двое коллег, преподавателей нашей кафедры. Группа начала работу с выработки единых требований к написанию каждой из 18 глав учебника. Все авторы получили текст ИКС, чтобы оценки событий, явлений, исторических персонажей были современными и не шли вразрез с федеральными оценками. Вначале все авторы создали синопсис своих глав, который стал основой для создания РИКСа – Регионального ИКС Саратовской области.

Но современное пособие надо было писать не только в соответствии с ИКС. Оно должно соответствовать еще одному стандарту – Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Главная идея ФГОС – развивающее обучение не только в начальной, но и в основной, и старшей школе. Вот почему в тексте каждой главы пособия много исторических документов: архивные материалы, газетные статьи, иллюстрации, карты, отрывки из воспоминаний очевидцев событий. Учащиеся сами должны делать выводы о тех или иных событиях и явлениях жизни земляков на основе анализа конкретных документальных материалов.

Так, в главе об участии саратовцев в Великой Отечественной войне в исторический оборот вводится отрывок из воспоминаний нашего земляка, участника войны майора Н.И. Ермилова, 1925 г. рождения, уроженца с. Новиковка Новобурасского района Саратовской области. Воспоминания были записаны в начале нынешнего века: «Тут мы получили возможность увидеть другой мир и другую жизнь, возможность сравнения с жизнью нашей, российской, советской. И ужаснулись разнице. Вот тебе и капитализм, которым пугали нас со школы, о котором говорили, как об обреченном, умирающем. Непонятно только было: зачем они на нас полезли, на нищих позарились, на их тряпье и гнилье? Такие-то богатые? Чего им не хватало? Зачем себе яму рыли? Чтоб сделаться с нами равными? Обнищать? Лишиться всего, что накапливали веками? Дурачье безмозглое!!!»3.

Автор воспоминаний сам же предлагает свой ответ на практически риторический вопрос: «Им не люди нужны были, а наши земли, богатейшие в них залежи полезных ископаемых, наши реки и оставшиеся еще леса, которые можно возродить, приумножить: это они умели, все свои земли они покрыли искусственными лесонасаждениями, садами, рощами, цветами»4.

Естественно, на основе анализа этого источника можно развернуть широкую дискуссию со старшеклассниками: «Верно ли наш земляк определил цели германской агрессии? Является ли борьба за ресурсы целью любых мировых войн и многих локальных конфликтов?»

На таких материалах построены почти все главы учебного пособия. Среди них есть и несколько специфичных, характерных только для нашего региона. Есть отдельная глава по истории заселения края иностранными колонистами и их вкладе в развитие Саратовского Поволжья. Отдельная глава посвящена Республике немцев Поволжья. Две главы повествуют о культурном наследии Саратовского края, одна – о конфессиональном многообразии Саратовского Поволжья в прошлом и настоящем. Следует обратить внимание, что наша книга называется именно «История Саратовского Поволжья», а не «История Саратовской области». Изначально авторская группа пришла к такому названию пособия, поскольку за несколько столетий административно-территориальные границы страны менялись, и некоторые территории, входившие в наш регион, когда-то были частями Самарской, Пензенской, Волгоградской областей и наоборот. Вот почему название «История Саратовского Поволжья» представляется нам исторически корректным.

Нашей рабочей группе удалось многое. Мы первыми в стране сделали электронную версию учебного пособия, которая вышла на просторы Интернета в качестве специального номера электронного научно-образовательного журнала «История» 31 августа 2015 г5. Каждый желающий может с ней познакомиться и сейчас. На примере нашего региона координаторы проекта отрабатывали алгоритм создания пособий по региональной истории нового поколения. В первом полугодии прошедшего 2015–2016 учебного года электронный вариант учебного пособия апробировался в девяти пилотных школах области учителями истории и учениками XI кл., уже знакомыми с принципами развивающего обучения. 15 декабря 2015 г. в стенах нашего института состоялся «круглый стол», на котором авторами, учителями-апробаторами, школьниками и нашими московскими кураторами были подведены предварительные итоги эксперимента. Более полугода авторы трудились над бумажным вариантом пособия, который значительно отличается от электронного. Авторы учли все пожелания и замечания главных участников образовательных отношений – старшеклассников и учителей. Практически заново были написаны главы о культуре, претерпели значительные изменения главы о Великой Отечественной войне, области в современной России.

Но даже после внесения всех изменений и поправок, бумажный вариант пособия не сразу поступит во все школы региона. В 2016–2017 учебном году пособие будет апробироваться уже в двадцати школах области, представляющих все категории образовательных организаций – от элитных гимназий и лицеев до небольших сельских школ. Только после тщательной апробации, позволяющей выявить недочеты, ошибки, описки и т. д., авторский коллектив вновь внесет необходимые коррективы и уже к сентябрю 2017 г. учебное пособие будет использоваться в учебном процессе всех полных средних школ Саратовской области.

Такой алгоритм основывается на добром старом советском опыте, когда учебники шли в массы только после тщательной апробации в экспериментальных школах. Он позволял избежать многих ошибок при издании бумажного варианта, т. к. учителя и школьники в процессе работы могли выявить все самые слабые места будущей книги. По согласованию с Министерством образования области курс региональной истории будет вестись во всех XI кл. школ, в профессиональных колледжах и лицеях, техникумах. В школах он будет изучаться только в рамках регионального компонента Базисного учебного плана (БУП) 2004 г., а когда в XI кл. станут учиться уже перешедшие на ФГОС школьники, то за счет компонента, формируемого участниками образовательных отношений. Включение курса региональной истории в курс XI кл. позволит, на наш взгляд, решить проблему, которая сейчас повисла в воздухе после принятия волевого решения «верхами» о переходе на усеченный вариант изучения истории в школе с V по X кл.

Авторский коллектив прекрасно понимает, что учителя-апробаторы, которые словно летчики-испытатели доводили электронный курс до «ума», работали фактически вслепую, имея на руках только электронную версию пособия. Для всех остальных учителей сейчас готовится подспорье в виде методического шлейфа, который вместе с пособием и составит полноценный УМК «История Саратовского Поволжья». Уже вышли в свет «Рабочая тетрадь» и «Рабочая программа курса», на стадии выхода «Книга для учителя» и «Хрестоматия» по курсу.

Только практика позволит выявить, как курс воспримет основная масса старшеклассников области. Авторы готовы выслушивать все замечания и старшеклассников, и их учителей и оперативно реагировать на замечания при последующих переизданиях учебного пособия.

 Заметки на полях съезда

На прошедшем 5–6 апреля 2016 г. Третьем Всероссийском съезде учителей истории и обществознания автор этих строк был в числе модераторов второй секции «История регионов Российской Федерации: проблемы преподавания, преимущества и перспективы». Мы увидели неоценимый опыт, накопленный во многих субъектах по изучению своей региональной истории, например, в Краснодарском крае. Но практика показывает: во многом внедрение региональной истории как самостоятельного курса зачастую зависит как от материальной возможности субъекта (они не сравнимы у Москвы или у какой-то депрессивной области на окраине страны), так и от политической воли первого лица губернии, которому данный курс необходим в качестве еще одной формы административного ресурса перед очередными выборными кампаниями.

Дискуссия во второй секции съезда убеждает, что Министерство образования и науки должно выработать единые подходы к преподаванию региональной истории во всех 85-ти субъектах РФ, определив в рамках инвариантной части учебного плана количество часов по классам для изучения региональной истории. В самом лучшем варианте или, как говорили большевики, программе-максимум, с VI по XI кл. по одному часу по хронологии отечественной и всеобщей истории. По программе-минимум – хотя бы во всех XI кл. страны, ибо, как заверил нас глава Рособорнадзора С.С. Кравцов, совсем скоро вопросы по региональной истории войдут в ЕГЭ. На самом верху необходимо определить и единые требования к учебникам региональной истории в соответствии с теперь уже двумя ИКС и ФГОС. Опыт проекта «История России через историю регионов», осуществляемого ИВИ РАН и ГАУГН, показывает, что этот проект может стать прекрасной основой для создания современных пособий во всех субъектах РФ.

Считаю необходимым акцентировать внимание еще на одной проблеме в рамках прошедшего съезда учителей истории. Будет целесообразно продлить линейку до XI кл., оставив в X кл. изучение истории с хронологического начала ХХ в. – с 1901 по 1945 г.; в XI – с 1945 по сегодняшний день, пока основная масса школ России не перешла на новые УМК по отечественной и всеобщей истории в массовом порядке. Выпускники должны хорошо знать историю вообще и последних 75-ти с лишним лет государства Российского, в особенности самостоятельное развитие России последней четверти века. Если оставлять предложенный вариант усеченной линейки изучения истории с V по X кл., то надо создавать рабочую группу по выработке концепции предмета «Россия в мире» для XI кл., выносить этот проект на всенародное обсуждение и проводить конкурс на новый УМК. Проект программы по курсу «Россия в мире», опубликованный летом, не выдерживает никакой критики и представляет бессмысленную попытку вновь повторить в XI кл. всю историю России с древнейших времен до сегодняшнего дня.

Примечания

  1. Максимов Е.К., Тотфалушин В.П., Булычев М.В. Саратовский край. Ч. 1. Учеб. пособие по истории родного края для учащихся VIII–IX кл. Саратов, 1991. Булычёв М.В. и др. История Саратовского края. С древнейших времен до 1917 года. Учеб. пособие для VII–IX кл. школ всех типов / Под общ. ред. Тотфалушина В.П. Саратов, 1996. Порох И.В. Очерки истории Саратовского Поволжья. Саратов, 1993.
  2. Данилов В.Н., Булычев М.В., Воронежцев А.В., Гуменюк А.А., Тотфалушин В.П., Тотфалушина Л.А. История Саратовского края с древнейших времен до наших дней. Саратов, 2010. Тотфалушин В.П., Булычев М.В. История Саратовского края. С древнейших времен до 1917 г. Саратов, 2000. Мякшева Л.В. История Саратовского края. Саратов, 2009.
  3. Саратовская земля – прифронтовая территория. Жизнь населения в годы Великой Отечественной войны, вклад в Победу // Электронный научно-образовательный журнал «История», 2015. Учебное пособие. URL: http://history.jes.su/s207987840001054-8-3
  4. Там же.
  5. История Саратовского Поволжья // Электронный научно-образовательный журнал «История», 2015. Учебное пособие URL: http://history.jes.su/issue.2015.3.9.e4

Опубликовано в Статьи за 2016 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*