Владимир Глебович Петрович – кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования».
Саратовский опыт
Почти четверть века тому назад, 1 сентября 1992 г., я начал учительствовать на саратовской земле, куда судьба забросила из Ташкента после распада СССР. Будучи уже достаточно опытным педагогом, т. к. приехал с записью в трудовой книжке о присвоении высшей квалификационной категории (Узбекистан участвовал в апробации новой системы оценки труда педагога) и удостоверением учителя-методиста в кармане), я прекрасно понимал, что преподавать историю России невозможно, не опираясь на историю региона, в котором тебе довелось работать.
Уже в первый учебный год на российской земле, проходя всю программу курса истории с V по XI кл. (школа была сельская, я – единственный историк), делал для себя удивительные открытия: многие персонажи истории огромной страны имеют саратовские корни – политрук Клочков, генерал Панфилов, Виктор Талалихин, Юрий Гагарин, да и персонажи более отдаленной истории – Чапаев, Чернов, Столыпин, Чернышевский, Радищев, Пугачев, Разин – всех не перечислишь – если не родились в саратовском Поволжье, то тут учились и приземлились, как Гагарин, прошли огнем и мечом по этим местам, как Пугачев и Разин.
Когда в своем селе Бартеневка Ивантеевского района изучал с учениками, как теперь принято говорить, «трудные вопросы» отечественной истории, дети просвещали меня, уже убеленного сединами учителя, показывая живых участников событий далеких лет: коллективизации, голода, восстановления народного хозяйства.
В то время интернета не было, сведения по истории Саратовской области приходилось добывать по крупицам. В 1990-е гг. коллеги из Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (СГУ) издали несколько книг, посвященных истории Саратовской области. В основном эти работы завершались событиями 1917 г. и далее не затрагивали ХХ век1.
В начале XXI в. положение изменилось, было выпущено несколько капитальных трудов по истории саратовского Поволжья2.
К сожалению, недостаток у этих трудов был один, но значимый. Огромные по объему, они были написаны в стиле добротных научных монографий и соответствующим академическим языком, который трудно понятен даже студентам первых курсов исторических специальностей. Девятиклассники в подавляющем большинстве не сумели адекватно работать по таким текстам.
В ноябре 2014 г. руководство Института всеобщей истории Российской академии наук (ИРИ РАН) и Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН) – эти коллективы патронируют проект «История России через историю регионов» – предложило создать новое учебное пособие по истории Саратовской области для старшеклассников и студентов первых курсов, что, естественно, было принято с благодарностью и безоговорочно.
Рабочая группа по написанию пособия была создана на базе кафедры Саратовского областного института развития образования (СОИРО). В ее состав вошло 14 авторов, представляющих кроме СОИРО, СГУ и Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина (ПИУ): два доктора исторических наук, десять кандидатов и двое коллег, преподавателей нашей кафедры. Группа начала работу с выработки единых требований к написанию каждой из 18 глав учебника. Все авторы получили текст ИКС, чтобы оценки событий, явлений, исторических персонажей были современными и не шли вразрез с федеральными оценками. Вначале все авторы создали синопсис своих глав, который стал основой для создания РИКСа – Регионального ИКС Саратовской области.
Но современное пособие надо было писать не только в соответствии с ИКС. Оно должно соответствовать еще одному стандарту – Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Главная идея ФГОС – развивающее обучение не только в начальной, но и в основной, и старшей школе. Вот почему в тексте каждой главы пособия много исторических документов: архивные материалы, газетные статьи, иллюстрации, карты, отрывки из воспоминаний очевидцев событий. Учащиеся сами должны делать выводы о тех или иных событиях и явлениях жизни земляков на основе анализа конкретных документальных материалов.
Так, в главе об участии саратовцев в Великой Отечественной войне в исторический оборот вводится отрывок из воспоминаний нашего земляка, участника войны майора Н.И. Ермилова, 1925 г. рождения, уроженца с. Новиковка Новобурасского района Саратовской области. Воспоминания были записаны в начале нынешнего века: «Тут мы получили возможность увидеть другой мир и другую жизнь, возможность сравнения с жизнью нашей, российской, советской. И ужаснулись разнице. Вот тебе и капитализм, которым пугали нас со школы, о котором говорили, как об обреченном, умирающем. Непонятно только было: зачем они на нас полезли, на нищих позарились, на их тряпье и гнилье? Такие-то богатые? Чего им не хватало? Зачем себе яму рыли? Чтоб сделаться с нами равными? Обнищать? Лишиться всего, что накапливали веками? Дурачье безмозглое!!!»3.
Автор воспоминаний сам же предлагает свой ответ на практически риторический вопрос: «Им не люди нужны были, а наши земли, богатейшие в них залежи полезных ископаемых, наши реки и оставшиеся еще леса, которые можно возродить, приумножить: это они умели, все свои земли они покрыли искусственными лесонасаждениями, садами, рощами, цветами»4.
Естественно, на основе анализа этого источника можно развернуть широкую дискуссию со старшеклассниками: «Верно ли наш земляк определил цели германской агрессии? Является ли борьба за ресурсы целью любых мировых войн и многих локальных конфликтов?»
На таких материалах построены почти все главы учебного пособия. Среди них есть и несколько специфичных, характерных только для нашего региона. Есть отдельная глава по истории заселения края иностранными колонистами и их вкладе в развитие Саратовского Поволжья. Отдельная глава посвящена Республике немцев Поволжья. Две главы повествуют о культурном наследии Саратовского края, одна – о конфессиональном многообразии Саратовского Поволжья в прошлом и настоящем. Следует обратить внимание, что наша книга называется именно «История Саратовского Поволжья», а не «История Саратовской области». Изначально авторская группа пришла к такому названию пособия, поскольку за несколько столетий административно-территориальные границы страны менялись, и некоторые территории, входившие в наш регион, когда-то были частями Самарской, Пензенской, Волгоградской областей и наоборот. Вот почему название «История Саратовского Поволжья» представляется нам исторически корректным.
Нашей рабочей группе удалось многое. Мы первыми в стране сделали электронную версию учебного пособия, которая вышла на просторы Интернета в качестве специального номера электронного научно-образовательного журнала «История» 31 августа 2015 г5. Каждый желающий может с ней познакомиться и сейчас. На примере нашего региона координаторы проекта отрабатывали алгоритм создания пособий по региональной истории нового поколения. В первом полугодии прошедшего 2015–2016 учебного года электронный вариант учебного пособия апробировался в девяти пилотных школах области учителями истории и учениками XI кл., уже знакомыми с принципами развивающего обучения. 15 декабря 2015 г. в стенах нашего института состоялся «круглый стол», на котором авторами, учителями-апробаторами, школьниками и нашими московскими кураторами были подведены предварительные итоги эксперимента. Более полугода авторы трудились над бумажным вариантом пособия, который значительно отличается от электронного. Авторы учли все пожелания и замечания главных участников образовательных отношений – старшеклассников и учителей. Практически заново были написаны главы о культуре, претерпели значительные изменения главы о Великой Отечественной войне, области в современной России.
Но даже после внесения всех изменений и поправок, бумажный вариант пособия не сразу поступит во все школы региона. В 2016–2017 учебном году пособие будет апробироваться уже в двадцати школах области, представляющих все категории образовательных организаций – от элитных гимназий и лицеев до небольших сельских школ. Только после тщательной апробации, позволяющей выявить недочеты, ошибки, описки и т. д., авторский коллектив вновь внесет необходимые коррективы и уже к сентябрю 2017 г. учебное пособие будет использоваться в учебном процессе всех полных средних школ Саратовской области.
Такой алгоритм основывается на добром старом советском опыте, когда учебники шли в массы только после тщательной апробации в экспериментальных школах. Он позволял избежать многих ошибок при издании бумажного варианта, т. к. учителя и школьники в процессе работы могли выявить все самые слабые места будущей книги. По согласованию с Министерством образования области курс региональной истории будет вестись во всех XI кл. школ, в профессиональных колледжах и лицеях, техникумах. В школах он будет изучаться только в рамках регионального компонента Базисного учебного плана (БУП) 2004 г., а когда в XI кл. станут учиться уже перешедшие на ФГОС школьники, то за счет компонента, формируемого участниками образовательных отношений. Включение курса региональной истории в курс XI кл. позволит, на наш взгляд, решить проблему, которая сейчас повисла в воздухе после принятия волевого решения «верхами» о переходе на усеченный вариант изучения истории в школе с V по X кл.
Авторский коллектив прекрасно понимает, что учителя-апробаторы, которые словно летчики-испытатели доводили электронный курс до «ума», работали фактически вслепую, имея на руках только электронную версию пособия. Для всех остальных учителей сейчас готовится подспорье в виде методического шлейфа, который вместе с пособием и составит полноценный УМК «История Саратовского Поволжья». Уже вышли в свет «Рабочая тетрадь» и «Рабочая программа курса», на стадии выхода «Книга для учителя» и «Хрестоматия» по курсу.
Только практика позволит выявить, как курс воспримет основная масса старшеклассников области. Авторы готовы выслушивать все замечания и старшеклассников, и их учителей и оперативно реагировать на замечания при последующих переизданиях учебного пособия.
Заметки на полях съезда
На прошедшем 5–6 апреля 2016 г. Третьем Всероссийском съезде учителей истории и обществознания автор этих строк был в числе модераторов второй секции «История регионов Российской Федерации: проблемы преподавания, преимущества и перспективы». Мы увидели неоценимый опыт, накопленный во многих субъектах по изучению своей региональной истории, например, в Краснодарском крае. Но практика показывает: во многом внедрение региональной истории как самостоятельного курса зачастую зависит как от материальной возможности субъекта (они не сравнимы у Москвы или у какой-то депрессивной области на окраине страны), так и от политической воли первого лица губернии, которому данный курс необходим в качестве еще одной формы административного ресурса перед очередными выборными кампаниями.
Дискуссия во второй секции съезда убеждает, что Министерство образования и науки должно выработать единые подходы к преподаванию региональной истории во всех 85-ти субъектах РФ, определив в рамках инвариантной части учебного плана количество часов по классам для изучения региональной истории. В самом лучшем варианте или, как говорили большевики, программе-максимум, с VI по XI кл. по одному часу по хронологии отечественной и всеобщей истории. По программе-минимум – хотя бы во всех XI кл. страны, ибо, как заверил нас глава Рособорнадзора С.С. Кравцов, совсем скоро вопросы по региональной истории войдут в ЕГЭ. На самом верху необходимо определить и единые требования к учебникам региональной истории в соответствии с теперь уже двумя ИКС и ФГОС. Опыт проекта «История России через историю регионов», осуществляемого ИВИ РАН и ГАУГН, показывает, что этот проект может стать прекрасной основой для создания современных пособий во всех субъектах РФ.
Считаю необходимым акцентировать внимание еще на одной проблеме в рамках прошедшего съезда учителей истории. Будет целесообразно продлить линейку до XI кл., оставив в X кл. изучение истории с хронологического начала ХХ в. – с 1901 по 1945 г.; в XI – с 1945 по сегодняшний день, пока основная масса школ России не перешла на новые УМК по отечественной и всеобщей истории в массовом порядке. Выпускники должны хорошо знать историю вообще и последних 75-ти с лишним лет государства Российского, в особенности самостоятельное развитие России последней четверти века. Если оставлять предложенный вариант усеченной линейки изучения истории с V по X кл., то надо создавать рабочую группу по выработке концепции предмета «Россия в мире» для XI кл., выносить этот проект на всенародное обсуждение и проводить конкурс на новый УМК. Проект программы по курсу «Россия в мире», опубликованный летом, не выдерживает никакой критики и представляет бессмысленную попытку вновь повторить в XI кл. всю историю России с древнейших времен до сегодняшнего дня.
Примечания
- Максимов Е.К., Тотфалушин В.П., Булычев М.В. Саратовский край. Ч. 1. Учеб. пособие по истории родного края для учащихся VIII–IX кл. Саратов, 1991. Булычёв М.В. и др. История Саратовского края. С древнейших времен до 1917 года. Учеб. пособие для VII–IX кл. школ всех типов / Под общ. ред. Тотфалушина В.П. Саратов, 1996. Порох И.В. Очерки истории Саратовского Поволжья. Саратов, 1993.
- Данилов В.Н., Булычев М.В., Воронежцев А.В., Гуменюк А.А., Тотфалушин В.П., Тотфалушина Л.А. История Саратовского края с древнейших времен до наших дней. Саратов, 2010. Тотфалушин В.П., Булычев М.В. История Саратовского края. С древнейших времен до 1917 г. Саратов, 2000. Мякшева Л.В. История Саратовского края. Саратов, 2009.
- Саратовская земля – прифронтовая территория. Жизнь населения в годы Великой Отечественной войны, вклад в Победу // Электронный научно-образовательный журнал «История», 2015. Учебное пособие. URL: http://history.jes.su/s207987840001054-8-3
- Там же.
- История Саратовского Поволжья // Электронный научно-образовательный журнал «История», 2015. Учебное пособие URL: http://history.jes.su/issue.2015.3.9.e4
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.