Контент


Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания

Крутова И.В., Разбегаева Л.П.

 История – учительница жизни… С необходимостью воспитательной составляющей предмета «история» можно соглашаться или спорить, но фактом остается то, что на всем протяжении развития исторического образования в России реализация воспитательного потенциала являлась в большей или меньшей степени одной из целей изучения прошлого. До XVII в. это осуществлялось на религиозной основе, в XVIII – начале XIX в. связывалось с воспитанием добропорядочного гражданина, к началу XX в. стало уделяться внимание задачам экономического, политического, эстетического воспитания. Воспитательные функции выполняли обществоведческие дисциплины с момента их появления в учебных планах образовательных учреждений в XIX в. Важнейшие воспитательно-идеологические задачи ставились перед курсом истории в советский период. В советской школе их идеологическая составляющая являлась определяющей. В постсоветский период появились различные подходы к пониманию воспитательной роли исторического образования: от ее отрицания (Ю.Л. Троицкий, А.Ю. Головатенко и др.) до приоритетного значения в историческом и обществоведческом (социально-гуманитарном) образовании (Е.Е. Вяземский, Л.П. Разбегаева). При этом воспитательный компонент исторического и обществоведческого образования был представлен в нормативных документах конца XX – начала XXI в.

В 2009–2012 гг. были приняты новые ФГОС школьного образования. Воспитательные цели школьного образования были выделены в отдельную группу – требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования. Данные требования сформулированы применительно ко всем школьным дисциплинам и внеурочной деятельности. В этом смысле они имеют метапредметный характер, т. к. их реализация возможна средствами разных учебных предметов и внеурочных мероприятий.

Анализ содержания требований к личностным результатам обучения показывает, что их ядром является система общечеловеческих и национальных ценностей, среди которых наиболее четко обозначены: Человек, Культура (Красота), Традиции, Жизнь (Здоровье), Природа, Отечество, Долг, Ответственность, Семья, Познание, Труд, Наука, Толерантность, Диалог, Мир, Закон, Творчество, Демократические ценности.

Потенциал различных школьных дисциплин в реализации требований к личностным результатам обучения неодинаков. Это определяется, в первую очередь, содержательной спецификой предмета. Особенности курсов истории и обществознания связаны с тем, что их предметное содержание позволяет охватить практически весь спектр ценностей, обозначенный в стандарте. Воспитательный потенциал школьного исторического образования опирается на многовековой опыт человечества. Радость трудовых, военных побед, горечь поражений, научные, культурные, личностные достижения людей, ответственность, долг, значение морали, знания и многое другое могут являться неисчерпаемым источником конкретных примеров и рассуждений в обучении истории. Осмысление ценностной картины мира современности определяет потенциал обществоведческого образования. По своей сути гуманитарное образование в целом является смысловым образованием. Познание гуманитарного предмета предопределяет формирование в сознании школьника некоторой ценностной системы координат, обеспечивающей возможность взаимодействия в социуме. В этом плане можно вести речь о том, что вне воспитания гуманитарное образование невозможно, любые изучаемые явления, события в той или иной мере оставляют когнитивный и эмоциональный след в личностной сфере ребенка. Поэтому личностные требования к результатам обучения в определенном смысле являются предметными применительно к истории и обществознанию.

Несмотря на то, что за последние десятилетия в области гуманитарного образования накоплен определенный опыт внесения ценностной компоненты в его содержание, реализация воспитательных целей урока представляет значительные сложности для учителя. Анализ школьных уроков истории, обществознания, учебно-методических пособий, учебников позволяет говорить о том, что в большинстве случаев реализация ценностной составляющей образования осуществляется весьма бессистемно, со значительной долей неконкретности, без учета психологических аспектов воспитания. Протест профессиональных историков вызывает порой некорректность «воспитательных» заданий (игнорирование менталитета и ценностей исторической эпохи, применение современных мерок к событиям прошлого), неоднозначность используемых методов (исторические суды, персонификации и др.).

Дидактический анализ требований к личностным образовательным результатам показывает, что в стандарте они раскрываются через различные личностные (ценностные) новообразования – личностные качества, компетентности, позицию, готовность и способность, ценностные отношения, культуру, идентичность, сознание, выбор, мировоззрение, чувства и даже через процессы – освоение, усвоение, принятие, осознание и др. Все это предопределяет сложности в отборе механизмов и средств для их формирования. Кроме того следует отметить, что некая имплицитность в описании требований к личностным результатам обучения определяет неконкретность в постановке и реализации воспитательных целей, что находит отражение и в образовательных программах.

Одной из научно обоснованных и методически разработанных моделей реализации требований к личностным результатам в школьной практике является формирование системы ценностных отношений1. Ценностное отношение представляет собой личностное (ценностное) новообразование ребенка. Оно отражает отношение школьника к конкретной ценности, выражающееся в понимании им ее социальной и личностной значимости, устойчивом положительном эмоциональном отношении к ней и соответствующей деятельности. Проявлением такой деятельности в учебном процессе могут являться оценочные суждения школьника, рефлексия и при необходимости соответствующая коррекция собственных действий, построение временной перспективы собственной жизнедеятельности. Структурно ценностное отношение может быть представлено через следующие компоненты: знаниевый (знания о ценности), эмоциональный (положительное эмоциональное отношение), смысловой (осознание личностного смысла ценности) и деятельностный (деятельность)2.

Формирование ценностных отношений – это сложный, длительный процесс, который связан с постепенным формированием всех обозначенных компонентов.

ФГОС, выделяя требования к личностным результатам обучения, задает приоритетный круг ценностей, который должен найти конкретизацию по годам обучения и по предметам в образовательных программах, школьных учебниках и учительских планированиях.

Работа по формированию ценностных отношений должна носить системный, планируемый характер и быть ориентированной на конкретный прогнозируемый результат, в том числе промежуточный. Ценностные отношения могут формироваться в течение всего периода обучения в школе. При этом работа с каждым отдельным ценностным отношением – это продолжительный во времени процесс воздействия на личность ребенка, требующий не одного, а многих уроков. Очень важно грамотно определить приоритетный круг ценностей для каждого класса, исходя из возрастных особенностей школьников и содержания конкретного учебного курса, и на этой основе проектировать деятельность по формированию тех или иных ценностных отношений посредством выделения системы опорных уроков.

Практика формирования ценностных отношений может быть рассмотрена на примере использования конкретных методических приемов в обучении истории и обществознанию. При этом важно отметить установление межпредметных связей в обучении. Так, например, если говорить об обучении истории и обществознанию, формирование знаниевого и эмоционального компонентов ценностного отношения в большей степени соотносимы с курсом истории, который насыщен живыми примерами и историями прошлого, способными вызвать яркие эмоциональные переживания школьника, показать значение познания, ответственности, терпимости, долга, семейных ценностей и пр. в истории человечества. Формирование смыслового и деятельностного компонентов ценностного отношения в значительной степени опирается на курс обществознания и лишь частично на материал новейшей истории, что обусловлено спецификой этих компонентов, ориентированных на обращение к реалиям современности, т. к. сам школьник является субъектом и творцом этой современности.

Специфика предмета истории как вертикали школьных гуманитарных дисциплин определяет то, что именно историческое содержание может задавать набор опорных ценностей применительно к каждому классу. Однако это не исключает учета особенностей содержания других дисциплин.

Так, в качестве опорных могут быть выделены следующие ценности:

– V класс – Природа, Труд, Человек, Культура, Познание;

– VI класс – Труд, Мир, Отечество, Долг, Культура (традиции), Терпимость;

– VII класс – Мир, Жизнь, Отечество, Культура, Познание;

– VIII класс – Терпимость, Наука (Познание), Человек, Жизнь, Отечество, Труд, Культура, Творчество;

– IX класс – Отечество, Природа, Труд, Культура, Человек, Наука, Творчество, Закон, Долг, Диалог, Семья, Свобода;

– X–XI классы – Мир, Человек, Жизнь, Отечество, Семья, Ответственность, Долг, Толерантность, Диалог, Наука, Природа, Труд, Закон, Демократические ценности (Свобода, Права человека, Демократия и др.).

Средства формирования ценностных отношений могут быть различны, их выбор определяется целями и содержанием конкретного урока, структурой ценностного отношения и этапностью его формирования, возрастом школьников, их индивидуальными возможностями, особенностями подготовки и педагогического стиля учителя.

Среди эффективных методических средств можно назвать учебные задачи, работу с документами, художественными и публицистическими текстами, яркое слово учителя, использование аудио- и видеоматериалов в обучении, изобразительную наглядность, написание эссе, проведение дискуссий, проектную деятельность и др. В зависимости от формируемого компонента ценностного отношения эти средства могут быть ориентированы либо на формирование знаний о ценности, либо призваны вызвать эмоциональные переживания, связанные с рассматриваемой на уроке ценностью, либо должны подвести ученика к пониманию значимости той или иной ценности для социума и для себя лично. Или же поставить школьника в ситуацию выбора, помочь ему его сделать, дать оценку событию, явлению, спроектировать модель собственного поведения в той или иной ситуации.

Приведем несколько примеров методических средств для формирования ценностных отношений (часть примеров приводится на основе пособия3, разработанного на кафедре теории и методики преподавания истории, обществоведения и права ВГСПУ).

  1. Почему древнегреческий историк Геродот назвал Египет «даром Нила»? Какова роль природных условий в возникновении первых цивилизаций? (учебная задача)
  2. Какова роль человеческого труда в существовании и развитии египетской цивилизации и других цивилизаций древности? (учебная задача)
  3. Константинополь – перекресток Востока и Запада, «золотой мост» между Европой и Азией. Это символ Византийской истории. Как вы понимаете, в чем заключается эта символичность? Какие торговые пути пролегали через Византию? Каково значение «перекрестности» Византии? (учебная задача)
  4. В русских былинах сказано, что первым подвигом Ильи Муромца был не военный, а хлебопашеский. Объясните, почему на первое место народ ставит не военный подвиг Ильи, а именно хлебопашеский? Покажите, что Илье присуще трудолюбие. Сделайте вывод об отношении народа к земледельческому труду (учебная задача)
  5. Первопечатник Иван Федоров превосходно владел литейным, столярным, малярным делом, был отличным резчиком и переплетчиком. У него было много учеников и последователей: Петр Мстиславец и др. Почему Иван Федоров в каждом деле стремился к совершенству? Как характеризуют эти факты русского первопечатника? (учебная задача на основе детской художественной литературы)
  6. Иван Петрович Аргунов желает видеть своих сыновей достойными людьми. По его мнению, большая честь работать для славы Отечества, как трудятся Федот Шубин, Василий Баженов. О каком времени идет речь? Чем прославились Шубин и Баженов? В чем видит смысл жизни И.П. Аргунов? Что вы знаете о нем? Что объединяет названных людей? (учебная задача на основе учебного текста)
  7. Объясните, как вы понимаете строки стихотворения поэта В Шефнера:

И сказала Память:

«Я могу все забыть,

Но нищим станешь ты.

Я твои богатства берегу,

Я тебя храню от слепоты».

Какое отношение они имеют к сегодняшнему дню, к каждому из нас? (учебная задача на основе художественной литературы)

  1. Представьте, что работая в огороде, вы обнаружили черепки древних сосудов, полуистлевшие орудия труда прежних времен. Как вы поступите? Почему? (учебная задача)
  2. Прокомментируйте «золотое правило нравственности»: «Не делайте другим того, чего не хотите себе» (эссе)
  3. Бывают ли «великие нации»? Чем определяется их величие? (дискуссия)
  4. Прочитайте рассказ М. Шолохова «Родинка». Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Узнали ли вы что-то новое о Гражданской войне? Каким образом в рассказе отражена Гражданская война? Как вы думаете, можно ли согласиться с мнением, что самая страшная война – гражданская? Почему? (использование художественной литературы в обучении)
  5. Обсудите следующие вопросы: Что такое Гражданская война? Были ли «правые» в Гражданской войне? Каковы истоки Гражданской войны? Нужен ли сегодня в России памятник жертвам Гражданской войны? Если да, кому, почему, зачем? Каким он должен быть? (дискуссия)
  6. На заре индустриальной эпохи герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» говорит: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Как вы считаете, история XX в. подтвердила или опровергла эту мысль? Объясните и приведите примеры. Почему в XX – начале XXI в. вопрос бережного отношения к природе встал перед человечеством с особой остротой? (использование художественной литературы, эссе, дискуссия)
  7. Огромнейшей трагедией для всего человечества стала авария на Чернобыльской АЭС? Коснулась ли эта авария напрямую кого-то из ваших родственников, знакомых, родителей? Что вам о них известно? Подготовьте сообщения о ликвидаторах аварии на Чернобыльской АЭС, судьбах жителей Припяти, программе «Дети Чернобыля» и др. Обсудите в классе вопросы: Какова в техногенный век цена человеческой жизни, роль ответственности человека, значение взаимопомощи? (проекты, беседа)
  8. Каковы последствия межнациональных конфликтов для общества, государства, отдельного человека, семьи? Отразились ли каким-то образом кризисные явления в национальных отношениях в бывшем СССР и регионах России на судьбе ваших знакомых, близких, вашей семьи, вас лично? Каким образом? Какие это имело последствия? Какие выводы вы можете сделать для себя? (учебная задача)
  9. «Экие чудаки эти ханты, – удивился главный архитектор Сургутского района Тюменской области. – Мы им такой поселок отгрохали, в красивейшем месте, а они по тайге разбежались». Какую проблему отношений между этносами высвечивает данная ситуация? Преодолимы ли эти проблемы? (Литературная газета, 17 августа, 1988.) (работа с периодикой)

Особенностью данных средств является то, что большинство из них органично вписываются в контекст урока, не отрывая значительного времени от изучения темы, часто позволяют оживить содержание занятия, заставляют ученика задуматься над важными социальными проблемами, постепенно определить свое отношение к ним и в соответствии с этим выстраивать свою линию поведения. Далеко не всегда можно говорить о быстрых результатах, они могут быть значительно отсрочены во времени и чаще всего связаны с личными обстоятельствами жизни человека и реальным выбором. Основаниями же для такого выбора и должна стать обозначенная в школе ценностная система координат.

Примечания

1 Разбегаева Л.П., Мацкайлова О.А., Кириллов Д.В., Крутова И.В. и др. Ценностно-коммуникативный подход как основа гуманитаризации современного образования. Монография. М., 2010.

2 Разбегаева Л.П., Кириллов Д.В., Крутова И.В. и др. Становление личности в пространстве гуманитарного образования: теоретический аспект. Монография. М., 2008.

3Обучение истории и обществознанию: средства ценностно-коммуникативной направленности. Методическое пособие / Под ред. Л.П. Разбегаевой. Волгоград, 2010.

 

Опубликовано в Статьи за 2016 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*