Крутова И.В., Разбегаева Л.П.
История – учительница жизни… С необходимостью воспитательной составляющей предмета «история» можно соглашаться или спорить, но фактом остается то, что на всем протяжении развития исторического образования в России реализация воспитательного потенциала являлась в большей или меньшей степени одной из целей изучения прошлого. До XVII в. это осуществлялось на религиозной основе, в XVIII – начале XIX в. связывалось с воспитанием добропорядочного гражданина, к началу XX в. стало уделяться внимание задачам экономического, политического, эстетического воспитания. Воспитательные функции выполняли обществоведческие дисциплины с момента их появления в учебных планах образовательных учреждений в XIX в. Важнейшие воспитательно-идеологические задачи ставились перед курсом истории в советский период. В советской школе их идеологическая составляющая являлась определяющей. В постсоветский период появились различные подходы к пониманию воспитательной роли исторического образования: от ее отрицания (Ю.Л. Троицкий, А.Ю. Головатенко и др.) до приоритетного значения в историческом и обществоведческом (социально-гуманитарном) образовании (Е.Е. Вяземский, Л.П. Разбегаева). При этом воспитательный компонент исторического и обществоведческого образования был представлен в нормативных документах конца XX – начала XXI в.
В 2009–2012 гг. были приняты новые ФГОС школьного образования. Воспитательные цели школьного образования были выделены в отдельную группу – требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования. Данные требования сформулированы применительно ко всем школьным дисциплинам и внеурочной деятельности. В этом смысле они имеют метапредметный характер, т. к. их реализация возможна средствами разных учебных предметов и внеурочных мероприятий.
Анализ содержания требований к личностным результатам обучения показывает, что их ядром является система общечеловеческих и национальных ценностей, среди которых наиболее четко обозначены: Человек, Культура (Красота), Традиции, Жизнь (Здоровье), Природа, Отечество, Долг, Ответственность, Семья, Познание, Труд, Наука, Толерантность, Диалог, Мир, Закон, Творчество, Демократические ценности.
Потенциал различных школьных дисциплин в реализации требований к личностным результатам обучения неодинаков. Это определяется, в первую очередь, содержательной спецификой предмета. Особенности курсов истории и обществознания связаны с тем, что их предметное содержание позволяет охватить практически весь спектр ценностей, обозначенный в стандарте. Воспитательный потенциал школьного исторического образования опирается на многовековой опыт человечества. Радость трудовых, военных побед, горечь поражений, научные, культурные, личностные достижения людей, ответственность, долг, значение морали, знания и многое другое могут являться неисчерпаемым источником конкретных примеров и рассуждений в обучении истории. Осмысление ценностной картины мира современности определяет потенциал обществоведческого образования. По своей сути гуманитарное образование в целом является смысловым образованием. Познание гуманитарного предмета предопределяет формирование в сознании школьника некоторой ценностной системы координат, обеспечивающей возможность взаимодействия в социуме. В этом плане можно вести речь о том, что вне воспитания гуманитарное образование невозможно, любые изучаемые явления, события в той или иной мере оставляют когнитивный и эмоциональный след в личностной сфере ребенка. Поэтому личностные требования к результатам обучения в определенном смысле являются предметными применительно к истории и обществознанию.
Несмотря на то, что за последние десятилетия в области гуманитарного образования накоплен определенный опыт внесения ценностной компоненты в его содержание, реализация воспитательных целей урока представляет значительные сложности для учителя. Анализ школьных уроков истории, обществознания, учебно-методических пособий, учебников позволяет говорить о том, что в большинстве случаев реализация ценностной составляющей образования осуществляется весьма бессистемно, со значительной долей неконкретности, без учета психологических аспектов воспитания. Протест профессиональных историков вызывает порой некорректность «воспитательных» заданий (игнорирование менталитета и ценностей исторической эпохи, применение современных мерок к событиям прошлого), неоднозначность используемых методов (исторические суды, персонификации и др.).
Дидактический анализ требований к личностным образовательным результатам показывает, что в стандарте они раскрываются через различные личностные (ценностные) новообразования – личностные качества, компетентности, позицию, готовность и способность, ценностные отношения, культуру, идентичность, сознание, выбор, мировоззрение, чувства и даже через процессы – освоение, усвоение, принятие, осознание и др. Все это предопределяет сложности в отборе механизмов и средств для их формирования. Кроме того следует отметить, что некая имплицитность в описании требований к личностным результатам обучения определяет неконкретность в постановке и реализации воспитательных целей, что находит отражение и в образовательных программах.
Одной из научно обоснованных и методически разработанных моделей реализации требований к личностным результатам в школьной практике является формирование системы ценностных отношений1. Ценностное отношение представляет собой личностное (ценностное) новообразование ребенка. Оно отражает отношение школьника к конкретной ценности, выражающееся в понимании им ее социальной и личностной значимости, устойчивом положительном эмоциональном отношении к ней и соответствующей деятельности. Проявлением такой деятельности в учебном процессе могут являться оценочные суждения школьника, рефлексия и при необходимости соответствующая коррекция собственных действий, построение временной перспективы собственной жизнедеятельности. Структурно ценностное отношение может быть представлено через следующие компоненты: знаниевый (знания о ценности), эмоциональный (положительное эмоциональное отношение), смысловой (осознание личностного смысла ценности) и деятельностный (деятельность)2.
Формирование ценностных отношений – это сложный, длительный процесс, который связан с постепенным формированием всех обозначенных компонентов.
ФГОС, выделяя требования к личностным результатам обучения, задает приоритетный круг ценностей, который должен найти конкретизацию по годам обучения и по предметам в образовательных программах, школьных учебниках и учительских планированиях.
Работа по формированию ценностных отношений должна носить системный, планируемый характер и быть ориентированной на конкретный прогнозируемый результат, в том числе промежуточный. Ценностные отношения могут формироваться в течение всего периода обучения в школе. При этом работа с каждым отдельным ценностным отношением – это продолжительный во времени процесс воздействия на личность ребенка, требующий не одного, а многих уроков. Очень важно грамотно определить приоритетный круг ценностей для каждого класса, исходя из возрастных особенностей школьников и содержания конкретного учебного курса, и на этой основе проектировать деятельность по формированию тех или иных ценностных отношений посредством выделения системы опорных уроков.
Практика формирования ценностных отношений может быть рассмотрена на примере использования конкретных методических приемов в обучении истории и обществознанию. При этом важно отметить установление межпредметных связей в обучении. Так, например, если говорить об обучении истории и обществознанию, формирование знаниевого и эмоционального компонентов ценностного отношения в большей степени соотносимы с курсом истории, который насыщен живыми примерами и историями прошлого, способными вызвать яркие эмоциональные переживания школьника, показать значение познания, ответственности, терпимости, долга, семейных ценностей и пр. в истории человечества. Формирование смыслового и деятельностного компонентов ценностного отношения в значительной степени опирается на курс обществознания и лишь частично на материал новейшей истории, что обусловлено спецификой этих компонентов, ориентированных на обращение к реалиям современности, т. к. сам школьник является субъектом и творцом этой современности.
Специфика предмета истории как вертикали школьных гуманитарных дисциплин определяет то, что именно историческое содержание может задавать набор опорных ценностей применительно к каждому классу. Однако это не исключает учета особенностей содержания других дисциплин.
Так, в качестве опорных могут быть выделены следующие ценности:
– V класс – Природа, Труд, Человек, Культура, Познание;
– VI класс – Труд, Мир, Отечество, Долг, Культура (традиции), Терпимость;
– VII класс – Мир, Жизнь, Отечество, Культура, Познание;
– VIII класс – Терпимость, Наука (Познание), Человек, Жизнь, Отечество, Труд, Культура, Творчество;
– IX класс – Отечество, Природа, Труд, Культура, Человек, Наука, Творчество, Закон, Долг, Диалог, Семья, Свобода;
– X–XI классы – Мир, Человек, Жизнь, Отечество, Семья, Ответственность, Долг, Толерантность, Диалог, Наука, Природа, Труд, Закон, Демократические ценности (Свобода, Права человека, Демократия и др.).
Средства формирования ценностных отношений могут быть различны, их выбор определяется целями и содержанием конкретного урока, структурой ценностного отношения и этапностью его формирования, возрастом школьников, их индивидуальными возможностями, особенностями подготовки и педагогического стиля учителя.
Среди эффективных методических средств можно назвать учебные задачи, работу с документами, художественными и публицистическими текстами, яркое слово учителя, использование аудио- и видеоматериалов в обучении, изобразительную наглядность, написание эссе, проведение дискуссий, проектную деятельность и др. В зависимости от формируемого компонента ценностного отношения эти средства могут быть ориентированы либо на формирование знаний о ценности, либо призваны вызвать эмоциональные переживания, связанные с рассматриваемой на уроке ценностью, либо должны подвести ученика к пониманию значимости той или иной ценности для социума и для себя лично. Или же поставить школьника в ситуацию выбора, помочь ему его сделать, дать оценку событию, явлению, спроектировать модель собственного поведения в той или иной ситуации.
Приведем несколько примеров методических средств для формирования ценностных отношений (часть примеров приводится на основе пособия3, разработанного на кафедре теории и методики преподавания истории, обществоведения и права ВГСПУ).
- Почему древнегреческий историк Геродот назвал Египет «даром Нила»? Какова роль природных условий в возникновении первых цивилизаций? (учебная задача)
- Какова роль человеческого труда в существовании и развитии египетской цивилизации и других цивилизаций древности? (учебная задача)
- Константинополь – перекресток Востока и Запада, «золотой мост» между Европой и Азией. Это символ Византийской истории. Как вы понимаете, в чем заключается эта символичность? Какие торговые пути пролегали через Византию? Каково значение «перекрестности» Византии? (учебная задача)
- В русских былинах сказано, что первым подвигом Ильи Муромца был не военный, а хлебопашеский. Объясните, почему на первое место народ ставит не военный подвиг Ильи, а именно хлебопашеский? Покажите, что Илье присуще трудолюбие. Сделайте вывод об отношении народа к земледельческому труду (учебная задача)
- Первопечатник Иван Федоров превосходно владел литейным, столярным, малярным делом, был отличным резчиком и переплетчиком. У него было много учеников и последователей: Петр Мстиславец и др. Почему Иван Федоров в каждом деле стремился к совершенству? Как характеризуют эти факты русского первопечатника? (учебная задача на основе детской художественной литературы)
- Иван Петрович Аргунов желает видеть своих сыновей достойными людьми. По его мнению, большая честь работать для славы Отечества, как трудятся Федот Шубин, Василий Баженов. О каком времени идет речь? Чем прославились Шубин и Баженов? В чем видит смысл жизни И.П. Аргунов? Что вы знаете о нем? Что объединяет названных людей? (учебная задача на основе учебного текста)
- Объясните, как вы понимаете строки стихотворения поэта В Шефнера:
И сказала Память:
«Я могу все забыть,
Но нищим станешь ты.
Я твои богатства берегу,
Я тебя храню от слепоты».
Какое отношение они имеют к сегодняшнему дню, к каждому из нас? (учебная задача на основе художественной литературы)
- Представьте, что работая в огороде, вы обнаружили черепки древних сосудов, полуистлевшие орудия труда прежних времен. Как вы поступите? Почему? (учебная задача)
- Прокомментируйте «золотое правило нравственности»: «Не делайте другим того, чего не хотите себе» (эссе)
- Бывают ли «великие нации»? Чем определяется их величие? (дискуссия)
- Прочитайте рассказ М. Шолохова «Родинка». Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Узнали ли вы что-то новое о Гражданской войне? Каким образом в рассказе отражена Гражданская война? Как вы думаете, можно ли согласиться с мнением, что самая страшная война – гражданская? Почему? (использование художественной литературы в обучении)
- Обсудите следующие вопросы: Что такое Гражданская война? Были ли «правые» в Гражданской войне? Каковы истоки Гражданской войны? Нужен ли сегодня в России памятник жертвам Гражданской войны? Если да, кому, почему, зачем? Каким он должен быть? (дискуссия)
- На заре индустриальной эпохи герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» говорит: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Как вы считаете, история XX в. подтвердила или опровергла эту мысль? Объясните и приведите примеры. Почему в XX – начале XXI в. вопрос бережного отношения к природе встал перед человечеством с особой остротой? (использование художественной литературы, эссе, дискуссия)
- Огромнейшей трагедией для всего человечества стала авария на Чернобыльской АЭС? Коснулась ли эта авария напрямую кого-то из ваших родственников, знакомых, родителей? Что вам о них известно? Подготовьте сообщения о ликвидаторах аварии на Чернобыльской АЭС, судьбах жителей Припяти, программе «Дети Чернобыля» и др. Обсудите в классе вопросы: Какова в техногенный век цена человеческой жизни, роль ответственности человека, значение взаимопомощи? (проекты, беседа)
- Каковы последствия межнациональных конфликтов для общества, государства, отдельного человека, семьи? Отразились ли каким-то образом кризисные явления в национальных отношениях в бывшем СССР и регионах России на судьбе ваших знакомых, близких, вашей семьи, вас лично? Каким образом? Какие это имело последствия? Какие выводы вы можете сделать для себя? (учебная задача)
- «Экие чудаки эти ханты, – удивился главный архитектор Сургутского района Тюменской области. – Мы им такой поселок отгрохали, в красивейшем месте, а они по тайге разбежались». Какую проблему отношений между этносами высвечивает данная ситуация? Преодолимы ли эти проблемы? (Литературная газета, 17 августа, 1988.) (работа с периодикой)
Особенностью данных средств является то, что большинство из них органично вписываются в контекст урока, не отрывая значительного времени от изучения темы, часто позволяют оживить содержание занятия, заставляют ученика задуматься над важными социальными проблемами, постепенно определить свое отношение к ним и в соответствии с этим выстраивать свою линию поведения. Далеко не всегда можно говорить о быстрых результатах, они могут быть значительно отсрочены во времени и чаще всего связаны с личными обстоятельствами жизни человека и реальным выбором. Основаниями же для такого выбора и должна стать обозначенная в школе ценностная система координат.
Примечания
1 Разбегаева Л.П., Мацкайлова О.А., Кириллов Д.В., Крутова И.В. и др. Ценностно-коммуникативный подход как основа гуманитаризации современного образования. Монография. М., 2010.
2 Разбегаева Л.П., Кириллов Д.В., Крутова И.В. и др. Становление личности в пространстве гуманитарного образования: теоретический аспект. Монография. М., 2008.
3Обучение истории и обществознанию: средства ценностно-коммуникативной направленности. Методическое пособие / Под ред. Л.П. Разбегаевой. Волгоград, 2010.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.