Контент


Порнография в школе (две рецензии на книги В.Б. Миронова). ПИШ. 2010, №10.

От редакции. Когда в журнал принесли рецензии на книги В.Б. Миронова, критический запал их авторов показался нам чрезмерным. Но, познакомившись с содержанием указанных «трудов», мы пришли к выводу, что во многих случаях рецензенты еще тщательно выбирали выражения. Книги Миронова – настоящая порнография, причем не только в переносном, но и в самом прямом смысле этого слова.

После знакомства с книгами помимо чувства законного возмущения остаются недоуменные вопросы. Действительно ли В.Б. Миронов – советник министра образования и науки РФ, директор Международного центра системных исследований проблем высшего образования и науки (так значится в сведениях об авторе)? Как получилось, что проект по изданию рецензируемых книг осуществляется при содействии уважаемого Российского гуманитарного научного фонда? При чьей поддержке эти книги распространяются бесплатно в московских школьных библиотеках? И, наконец, главный вопрос – как сделать, чтобы впредь такого рода литература в школы не проникала?

Рецензия на книгу: Миронов В.Б. Древнегреческая цивилизация.

М.: Вече, 2010. 672 с. (Библиотека преподавателя истории)

История Древней Греции как этап развития античной и мировой цивилизации, безусловно, важен в школьном курсе истории, но его подробное изучение, как известно, приходится на V кл., а краткое повторение – на начало Х кл. (если не учитывать единичные сюжеты из курса мировой художественной культуры). Таким образом, пособие для учителя должно учитывать главным образом специфику преподавания в V кл. Однако «Древнегреческая цивилизация», не являясь ни фундаментальным исследованием, ни доступным для школьников научно-популярным изданием (как замечательные книги М.Л. Гаспарова и А.И. Немировского), претендует на глобальное осмысление материала, которое носит очевидно компилятивный и поверхностный характер, – хотя автор и знаком с большим массивом античных источников и научной литературы (с. 662–669).

Поскольку восприятие материала пятиклассниками в значительной мере носит образный характер, вызывает крайнее удивление подбор иллюстраций, среди которых господствуют отнюдь не хрестоматийные сюжеты с обнаженной натурой (с. 14, 18, 36, 93, 165, 171, 174, 187, 197, 239, 428, 433, 612, 616 и т.д.), причем в ряде случаев не оригинальные, а не всегда уместные более поздние, европейские (с. 9, 16, 30, 45, 47, 62, 69, 96, 166, 210, 224, 236–237, 238, 263, 371, 377, 435, 485, 570, 598, 609, 613, 617, 661), порой крайне возмутительные по содержанию и иногда комментариям (с. 253, 260, 262, 264, 269, 272–273, 274, 376, 498, 552) или вообще не имеющие отношения к Древней Греции библейские сюжеты грехопадения (с. 19), битвы архангела с Нимвродом (с. 21), поклонения пастухов (с. 22), Сусанны и старцев (с. 221), изгнания бесов и исцелений (с. 301, 329), суда Пилата (с. 343, 373).

Конечно, возвеличивание красоты человеческого тела было частью греческой цивилизации, но акцентирование на этом внимания учителя (а, соответственно, и обучающихся), причем во вполне определенном контексте представляется абсолютно недопустимым. Более того, сюжеты, связанные с внебрачными связями божеств, героев и самих греков смакуются и преподносятся автором в «игривом» и современном пошлом стиле (с. 29–30, 43–44, 62–63, 79, 219, 237–238, 247, 253–274, 609–618), равно как и сюжеты, связанные с некоторыми физиологическими процессами (с. 75, 166). Подобного рода темы, муссируемые бульварной прессой, недопустимы на страницах книги, претендующей на воспитание и развитие детей.

Несколько странен журналистский стиль изложения материала, бессодержательная риторика автора при сравнении древней и современной истории (с. 30, 35, 129, 433, 436, 495, 504, 509, 529, 578), неуместные личные выпады (с. 149). Есть и ошибки: апостол Петр никогда не произносил слов, приписанных ему на с. 29 – поздняя апокрифическая традиция далеко не всегда имела прямое отношение к евангельским временам. Необоснованными выглядят заявления, что критянки могли выбирать себе по несколько мужей (с. 50), а в Афинах классического времени существовали человеческие жертвоприношения калек (с. 75). Авторами надписи на знаменитом Фестском диске якобы были русичи (с соответствующим переводом, с. 59–61). Нельзя однозначно относить время создания поэм Гомера к X в. (с. 91). Натяжкой выглядит включение Троянской войны в ряд общественных катаклизмов конца II тыс. до н. э. как «Первой мировой войны» (с. 95). Сомнительно возведение к ариям первоначального населения Трои (упоминание «русской Трои», с. 100–101), нельзя объяснять причины, породившие веру в богов, только страхом и неуверенностью (с. 7) и т. д.

Таким образом, книга, рекомендуемая как пособие для учителя, несет в себе крайне вредную в нравственном отношении информацию и при наличии большого фактического материала не может решать проблемы развития, обучения и воспитания школьников.

Постернак А.В. – священник, кандидат исторических наук, доцент, декан исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, директор Православной Свято-Петровской школы, учитель высшей категории.

Рецензия на книгу: Миронов В.Б. Древнеримская цивилизация.

М.: Новый учебник, 2010. 720 с. (Библиотека преподавателя истории)

Новое серийное издание «Библиотека преподавателя истории»! Заметьте – даже не «учителя», а «преподавателя»! Не меньше! Серия с таким серьезным названием! Прекрасное во всех отношениях издание – на первый взгляд. Солидные размеры. Превосходная бумага. Масса иллюстраций. И в аннотации прописано: «Ярко и талантливо написанная, прекрасно иллюстрированная книга поможет проникнуть в богатейший мир римской истории и культуры». Причем в издании поучаствовали довольно популярные и известные издательства – не только «Новый учебник», но и «Вече».

И вот уже на 59 стр. в одном из первых разделов «Войны, армия и роль военных в Древнем Риме» автор вводит неуместную аналогию, сравнивая римскую армию с «могучей Красной армией», которая была разложена «предателями», «торгующими интересами Родины». А вслед за этим преподнесены столь же уместные для педагогического пособия бытовые анекдоты из жизни римской армии, которые стали бы пикантным сюжетом для специального издания по истории сексуальных представлений древних римлян. И на той же 60-й странице вдруг вставлена индийская средневековая миниатюра с изображением воина, занимающегося любовью с наложницей.

Следом преподнесен ряд изображений античных памятников фаллического цикла. И автор, совершенно не учитывая педагогического назначения своего издания, начинает фривольно рассуждать: «Римляне – народ-победитель, ставивший задачей «иметь весь мир». Выступать в роли пассивного объекта любовной страсти было позорно и наказуемо. Это у нас политики последних 20 лет привыкли выступать в пассивной роли. Иных премьеров, президентов, министров, сенаторов, депутатов, послов порой «имеет» всяк, кто только захочет, на Западе и на Востоке… «Многие историки соглашаются, что фаллос был в Риме орудием государства. Сильный римский фаллос строил сильное государство»» (с. 61). Но позвольте, причем тут римская армия и роль военных в Древнем Риме?

Возможно, автор случайно отвлекся от основной темы. Но и в середине учебного пособия в разделе «Власть диктаторов и императоров» автор неожиданно уклоняется от заявленного и переводит стрелки на торгово-экономические отношения Рима со странами Древнего Востока. Читателю рассказывают о торговле Рима с Парфией, Индией, Китаем и т. д. Контекст эволюции политической системы Древнего Рима в сторону усиления диктаторских начал утрачивается полностью, торговля шелком со странами Востока выходит на первый план. Но еще отраднее, что изложение материала о торгово-экономических отношениях сопровождается средневековыми изображениями китайского и индийского происхождения, посвященными постельным сценам сексуального характера (с. 350).

Вынести объективную оценку учебному пособию «Древнеримская цивилизация» Миронова способен даже малознакомый с исторической наукой человек. Невооруженным глазом видно, что на поверхность все более явно выступает не педагогическая, а популистская и эротическая направленность издания.

В разделе «Крах и падение Римской империи» малоправдоподобный рассказ о правлении разгульного и беспринципного императора Коммода иллюстрируется «Картиной кутежа аристократов». Этот «кутеж» автор представляет сценой, взятой с древнегреческой краснофигурной керамики V–IV вв. до н. э., где изображен пир эвпатридов. Объяснение автора в этом плане выглядит довольно просто: «…вскоре после завоевания Греции и Малой Азии в Рим и Италию широким потоком потекли богатства и явства. Жизнь знатных семей была заполнена удовольствиями и развлечениями. Обжорству, увеселениям, наслаждениям, зрелищам обычно сопутствует лень. В социуме распространилось сибаритство» (с. 415). Но позвольте, император Коммод правил в конце II в. новой эры, а Греция и Малая Азия были завоеваны Римом еще в период с середины II до середины I в. до новой эры! Между завоеванием и правлением указанного императора простирается больше четверти тысячелетия! И к тому же перед правлением Коммода Рим пережил длительный период расцвета своей экономики и культуры.

Дальше – больше! В том же разделе при рассказе о подавлении иудейских восстаний 60-х гг. I в. и 132 г. н. э. приводится иллюстрация «Избиение младенцев» (с. 491). Это картина XIX в., написанная в академическом стиле, посвященная известному библейскому сюжету, носит совершенно иной, духовный смысл. В истории христианства сюжет, связанный с избиением вифлеемских младенцев, понимается как великая жертва праведников древнееврейского народа за Иисуса Христа еще в годы его младенчества.

Да и история раннего христианства подается автором в совершенно нетрадиционной трактовке. «…даже иудейская религия, с точки зрения римского законодательства и интересов Империи, не представляла большой угрозы для римского господства. Иная ситуация складывается с появлением христианства, агрессивно-наступательной религии», – пишет Миронов. Свою позицию этот автор подкрепляет высказываниями историка Церкви А. П. Лопухина: «Когда явилось христианство, то Риму пришлось иметь дело с совсем иной задачей. Христианство не только заявляло право на исключительную истинность, но еще восставало против всякого ограничения себя какими бы то ни было пределами. По своему существу оно являлось наступательным, везде ища последователей; оно требовало, чтобы его приняли все люди – приняли римляне и греки, варвары и иудеи. Какой же результат? В существе дела, римляне относились к христианству как к преступлению… Его преследовали вообще как форму безбожия». Слова известного и уважаемого историка Церкви, несомненно, заслуживают большого внимания. Но автором рассматриваемого пособия они подаются в ином контексте, ибо Миронов ни слова не говорит о той великой жертвенности и потоках крови, которые были пролиты христианами ради утверждения своей веры. Тема становления христианства на основе мученичества полностью игнорирована. Зато присутствует тема «агрессивности» раннего христианства.

В то же время Миронов, рассказывая о службе христиан в римской армии, акцентирует внимание на том, что отцы ранней Церкви якобы порицали военную службу христиан. И здесь приведены высказывания Тертуллиана и Ипполита Римского – христианских подвижников II в. н. э. Но ведь положение христиан в Римской империи сильно изменилось уже в первой половине III в.! Поменялось и отношение христиан к службе в армии. Служба в римской армии и отношение к власти со стороны христиан стали носить почтительный и лояльный характер. Во второй половине III и в начале IV в. в римских легионах служили уже десятки тысяч христиан, о чем свидетельствуют исторические источники и литература.

И, наконец, «Post scriptum» учебного пособия «Древнеримская цивилизация». Тут читателю представлены особенно многочисленные и красноречивые иллюстрации. Это и эпоха краснофигурной керамики с изображением группового секса под названием «Марионетки, сосущие “двух маток”: “демократический выбор”», и портрет Богдана Хмельницкого руки европейского живописца середины XVII в., и картина И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», и фото «Майдана Незалежности» в Киеве в момент политической нестабильности и очередных выборов, и фотографии многих политических деятелей современной России на различных международных встречах и саммитах, и горящий Белый дом в октябре 1993 г., и «Расстрел воров-чиновников в Китае – пример достойный подражания!», и фотография Ходорковского за решеткой.

Галерея с изображением античных памятников искусства и более поздних, но талантливых произведений, посвященных древнеримской истории неуклонно превращается в коллаж современных материалов, подобранных автором, навязывающим свои политические установки. Извините, это учебное пособие или политологическое руководство? Это – история древнего Рима, или «Краткий курс истории ВКП(б)»? Это античные изображения и скульптура, или современные агитки и плакаты, из которых половина порнографического содержания? Это античные источники и материалы римских авторов, или программа очередной политической партии?

Д.М. Абрамов – кандидат культурологии, методист лаборатории истории и культуры религий мира кафедры ЮНЕСКО Московского института открытого образования (МИОО).

Опубликовано в Научная и научно-популярная литература.


Один комментарий

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.

  1. Сердар пишет:

    Прошу прощения за мою грубость, но вы уверены, что Миронов вполне адекватный человек? Пролистал его книгу, сложилось впечатление, что писал подросток, страдающий комплексом неполноценности, к тому же извращенец.

    [WORDPRESS HASHCASH] The poster sent us ‘0 which is not a hashcash value.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*