Указатель статей, опубликованных в журнале в 2010 г.
Колонка главного редактора. № 6, 9, 10.
Актуальная тема
Толерантность в преподавании истории и обществознания
Болотина Т.В. Вопросы толерантности в современном российском образовании. № 1.
Иоффе А.Н. «Манифест мирного сосуществования» (ролевая игра по толерантности). № 1.
Книги и Интернет-ресурсы по толерантности. № 1.
Морозов А.Ю. Заметки о национальных традициях воспитания толерантности. № 1.
Полонова Т.С. Толерантность (урок обществознания в VIII классе). № 1.
Светличная И.В. Урок-исследование «Освенцим вчера, сегодня, возможно ли завтра?» № 1.
Стрелова О.Ю. Дидактическая игра-конструктор «Всемирная деревня». № 1.
Цыренова М.Г. Формировании межэтнической толерантности в поликультурном обществе. № 1.
Игры в преподавании истории и обществознания
Жиронкина Л.Н. Имитационные игры в преподавании политико-правовых тем. № 2.
Иоффе А.Н. Игровые методики в преподавании. «Политическая пропаганда» (пример использования игры в учебном процессе). № 2.
Литература по использованию игр на уроках и во внеурочное время. № 2.
Шумилова Т.Г. Державное соперничество и Первая мировая война (урок – деловая игра в IX классе). № 2.
Якубовская Т.В. Ролевая игра как способ формирования информационно-правовой компетентности учащихся. № 2.
65-летие Победы в Великой Отечественной войне
Гордина Е.Д. История как инструмент патриотического воспитания в СССР накануне и в начале Великой Отечественной войны. № 3.
Идатчиков Н.Н. Имена на обелиске (из опыта организации исследовательской работы учащихся). № 3.
Илиевский Н.В. Современные оценки Великой Отечественной войны. № 3.
Лаптева Т.Б. Итоговый урок по теме «Великая Отечественная война» в XI классе. № 3.
Морозов А.Ю. Задания по работе с источниками по теме «Великая Отечественная война» для подготовки к ЕГЭ. № 3.
Печенкин А.А. «Сосредоточить всю полноту власти в государстве…» (создание Государственного Комитета Обороны). № 3.
Рычкова О.В. Американская пресса о борьбе СССР против фашистской Германии в 1941 г. № 3.
Смирнова М.Ю. Великая Отечественная: знать и помнить (конкурс для старшеклассников). № 3.
История общества
Бельский Э.Н. История российского общества в схемах. № 4.
Ветрова С.В. Западноевропейское общество в XI–XV столетиях (урок в VI классе). № 4.
Иванов В.А. Местное чиновничество предреформенной России. № 4.
Коваль Т.Б. Социальная структура советского общества в 1930-е годы (урок в старшей школе). № 4.
Перхавко В.Б. Социальное устройство: от Древнего мира до Средневековья. № 4.
Попов Н.П. Классы в современной России и США. № 4.
Устинова И.А. Приказная бюрократия допетровской Руси. № 4.
Преподавание истории культуры
Абдулаев Э.Н. О некоторых приемах изучения истории культуры. № 5.
Короткова М.В. Модульная программа «Изучение повседневной культуры в школьных курсах истории России». № 5.
Короткова М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста. № 5.
Морозов А.Ю. Культура через праведников. № 5.
Сорокин А.А. Периодическая печать как уникальное явление культуры Русского зарубежья 1920–1930-х годов. № 5.
Новые стандарты и программы – учителю
Пояснительная записка к примерной программе по истории для V–IX классов. № 6.
Примерное тематическое планирование. Блок 1. История России. V–IX классы. № 6.
Стрелова О.Ю. Историческое образование в условиях новых стандартов: от программы-конспекта содержания – к программе-плану деятельности. № 6.
Духовно-нравственное воспитание
Гугнина О.В. Патриотизм в молодежной среде: из опыта работы. № 7.
Зязева Е.В. В поисках новых возможностей: о нравственных перспективах воспитания в современной сельской школе. № 7.
Киприянова Е.В. Опыт воспитания активной гражданской позиции школьников в США. № 7.
Магсумов Т.А. «Закон Божий» и «Основы православной культуры»: pro et contra. № 7.
Омельянчук C. В. О воспитании детей в древнерусской семье. № 7.
Синельников С.П. Религиозное и антирелигиозное содержание в преподавании истории в дореволюционной и советской школе. № 7.
Шарманова Т.В. Духовно-нравственное воспитание на уроках истории России в IХ классе. № 7.
Компетентностный подход в преподавании
Калуцкая Е.К. Реализация компетентностного подхода в преподавании права. № 8.
Прямикова Е.В. Компетентностный подход при изучении обществознания. № 8.
Синева Л.С. Нужен ли российскому образованию компетентностный подход? № 8.
Эрдынеева И.И. Развитие ключевых компетенций учащихся в преподавании истории. № 8.
Фальсификация истории
Борьба с историческим мифотворчеством и фальсификациями: полезные ссылки в Рунете. № 9.
Дождиков А.В. Фальсификация истории России с позиции политолога. № 9.
Никифоров Ю.А. О современных приемах искажения прошлого (на примерах из российской истории 1900–1930-х годов). № 9.
Рыченков С.Ю. Так НЕ говорил Сталин. № 9.
ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию
Бельский Э.Н. Подготовка по истории ХХ века к Государственной итоговой аттестации в новой форме в IX классе. № 10.
Гугнина О.В. Подготовка к написанию эссе по обществознанию. № 10.
Киселев В.П. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: из опыта работы. № 10.
Крицкая Н.Ф. Задания по обществознанию в системе подготовки к ГИА. № 10.
Морозов А.Ю. Историко-географический тренинг по истории отдельных русских княжеств и земель в XII – начале XIII века. № 10.
История и обществоведение
Бобкова М.С. Историческое знание при переходе от Средневековья к Новому времени. № 7.
Болотов С.В. Антисоветская агитация и пропаганда в зарубежной печати накануне Великой Отечественной войны. № 8.
Булавинцева М.Г. Русско-японские взаимоотношения и педагогические ресурсы темы границ. № 1.
Гнездилова П.А. К вопросу о понятии гражданственности. № 10.
Гуляев В.И. Государство скифов: мифы и реалии. № 5.
Дмитриев С.Н. Русское паломничество. № 6.
Ермаков А.М . Молодежные организации нацистской Германии. № 8.
Конышев Д.Н. Аграрные реформы Н.С. Хрущева. № 2.
Кузнецов В.Н. Российский пролетариат в представлениях социал-демократов начала ХХ века. № 9.
Перхавко В.Б. Былинные герои и их прототипы. № 10.
Перхавко В.Б. Население Древней Руси. № 2.
Петрович В.Г. Феномен В.С. Абакумова. № 4.
Печенкин А.А. Боевой путь маршала К.А. Мерецкова: от Испании до Китая. № 6.
Печенкин А.А. Командующий парадом Победы (портрет маршала К.К. Рокоссовского). № 5.
Печенкин А.А. Маршал А.М. Василевский – стратег Победы. № 8.
Пучков П.А. Поучительная история «мыльного пузыря» (на примере Компании Южных морей). № 9.
Селин А.А. Новгород Великий в Смутное время. № 3.
Сморчков А.М. Религиозные устои Римской республики. № 2.
Столов В.Б. История российского парусного военно-морского флота. № 1.
Столов В.Б. Появление и развитие броненосного флота России. № 6.
Томилин В.Н. Целинная эпопея без прикрас. № 8.
Торкунов А.В. Состояние и задачи современного российского исторического образования. № 2.
Усачев А.С. Степенная книга – первый курс русской истории? № 3.
Цветкова В.Ф. К предыстории первой чеченской войны. № 9.
Черникова Т.В. Иноземцы в России во второй половине XV в. № 7.
Шарифжанов И.И. История России в современных школьных учебниках Франции. № 5.
Методика
Бабкин С.А. Формирование многопартийности в России в начале XX века (урок в XI классе). № 1.
Глазунов С.Н. Метод анализа проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся. № 6.
Изюмский А.Б. Участие СССР во Второй мировой войне и Великая Отечественная война в современных школьных учебниках. № 10.
Кудрявцева Т.Ю., Ковалева Ю.Г. СМИ – четвертая власть в обществе?! (Интегрированный урок обществознания и английского языка). № 3.
Макаренко Ю.А. Формирование системы исторического образования на предпрофильном и профильном уровнях. № 5.
Марнов С.Д., Петросян И.Л. Программа элективного курса «История религий» для старшей школы. № 2.
Никитина Е.В. Внеклассное мероприятие «Юный знаток права – Юристик». № 4.
Пашкова Т.И. Чему и как учились первые российские гимназисты (разработка темы и задания). № 8.
Примерная программа основного общего образования. Обществознание. № 8.
Примерное тематическое планирование. Блок 2. Всеобщая история. V–IX классы. № 7.
Примерное тематическое планирование. Обществознание. V–IX классы. № 9.
Про лейтенанта Смирнова. № 6.
Разинкина Е.П. Закон и ответственность (обобщающий урок по обществознанию в VII классе). № 4.
Рафикова С.А. Историко-фамилистические исследования в учебном процессе. № 4.
Сабирова А.Х. Смотр знаний по теме «Эпоха Ивана Грозного». № 2.
Свист Н.Ю. Применение метода Эдварда де Боно на уроке истории. № 5.
Стрелова О.Ю. Примерная программа как ориентир в основных видах образовательной деятельности. № 8.
Стрелова О.Ю. Примерная программа о результатах изучения истории. № 9.
Стрелова О.Ю. Примерная программа о ценностных и содержательных ориентирах учебного предмета «История». № 7.
Тепшинова С.О. Депортации народов СССР в годы Великой Отечественной войны (урок-дискуссия в старшей школе). № 3.
Фоменко С.В. «Аракчеевский характер»: портрет графа Аракчеева на фоне эпохи. № 5.
Хитров Д.А. Олимпиадные задачи по истории. № 9.
Чернобай Е.В. Деятельности учителя истории по проектированию электронных образовательных ресурсов. № 6.
Эпштейн Алек Д. Историческая политика и историческое образование: взгляд на российский опыт изнутри, но со стороны. № 10.
ЕГЭ
Гаврилина Ю.Г. Примерное тематическое планирование по истории в Х классе с учетом подготовки к ЕГЭ и русским этнокультурным компонентом. № 6.
Морозов А.Ю. Историко-географический тренинг по истории Древней Руси от Рюрика до Владимира I. № 7.
Морозов А.Ю. Историко-географический тренинг по истории Руси в конце XI – начале XIII века. № 9.
Морозов А.Ю. Историко-географический тренинг по крещению Руси и правлению Ярослава Мудрого. № 8.
Морозов А.Ю. Куда впадает Волга, или зачем нужен географический тренинг к ЕГЭ по истории и на уроках истории. № 6.
Рекомендации по совершенствованию преподавания истории и обществознания с учетом результатов ЕГЭ 2009 года. № 3.
Фомин С.А. Схемы и задания по истории России XVI века для подготовки к части С ЕГЭ. № 2.
Фомин С.А. Схемы и задания по истории России XVII века для подготовки к части С ЕГЭ. № 4.
Фомин С.А. Схемы и задания по истории России XVII века для подготовки к части С ЕГЭ. № 5.
Фомин С.А. Схемы и задания по объединению русских земель вокруг Москвы (XV век) для подготовки к части С ЕГЭ. № 1.
Сегодня в журнале – завтра на уроке
Качурина Л.П. Укрепление Российского государства в XVI веке. Стрелецкое войско (проблемный урок в Х классе на основе работы с документами). № 7.
Кустова А.В. Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром (урок развивающего обучения в Х классе). № 10.
Мачехина О.Н. Что такое политическая культура (урок обществознания в XI классе). № 4.
Уварова Е.В. Участие граждан в политической жизни страны (урок обществознания в IX классе). № 8.
Уразаева Г.Ф. Ребенок и его права (урок обществознания в VI классе). № 1.
Хонина О.В. Права человека в России, ХХ век (повторительно-обобщающий урок в XI классе). № 2.
Труды молодых ученых
Алексеева А.П. Отношения Советской власти и инакомыслящей интеллигенции в начале 1920-х годов. № 7.
Бекмурзаева С.А. Беспризорные дети Нижнего Поволжья (1917–1927 годы). № 2.
Билим Н.Н. МОПР и интернациональное воспитание советской молодежи в 1922–1941 годах. № 1.
Быковская Г.А., Беховых Л.А. Женщина и война. № 9.
Быковская Г.А., Высотина Е.А., Сулимов С.И. Трактовка голода в СССР 1933 г. и формирование мировоззрения современной молодежи. № 8.
Власов С.А. Как строился Владивосток (к 150-летию города). № 5.
Втулкин С.В. Партийные лидеры из ближайшего окружения Сталина: начало жизненного пути. № 7.
Гусарова М.Н. Из истории инженерного образования в России. № 3.
Дудукалов В.В. Возрождение социальных традиций взаимопомощи как условие становления экономики России. № 6.
Евсюкова Л.И. Проблемы формирования гражданской позиции старшеклассников в современной школе. № 4.
Ибрагимова З.Х. Генерал А.П. Ермолов на Кавказе. № 9.
Ибрагимова З.Х. Кавказ – минеральная кладовая Российской империи. № 7.
Иванцов И.Г. Тайны внутрипартийной работы ВКП(б) в 1920–1930-е годы. № 2.
Иванцов И.Г. Чрезвычайные органы ВКП (б) на селе в 1933–1934 гг. № 8.
Корнев В.А. Русская православная церковь и государство: развитие отношений на протяжении десяти веков. № 10.
Кувалдин С.А. Политика польского коммунистического руководства и оппозиции летом 1989 года. № 10.
Кулешов А.С. Семейно-родовая культура русского дворянства на рубеже XIX–XX веков (по мемуарам Т.А. Аксаковой-Сиверс). № 3.
Мазин К.А. Переселения ногайцев. № 1.
Македонский А.В. Историко-патриотическая работа в Красной Армии в 1920–1930 годы. № 8.
Матвеев А.В. Консервативное направление в русской историографии и Н.К. Шильдер. № 10.
Назипов И.И. Была ли власть Золотой Орды над Северо-восточной Русью государственной? № 4.
Обрезкова Н.В. Модернизация досуга горожанок Дона в 1920-е годы. № 6.
Подольская Ж.А. Виды наказаний в учебных заведениях России XIX – начала XX века. № 6.
Руденко Л.В. Современная наука о феномене государственно-конфессиональных отношений. № 9.
Сивков А.В. Взаимодействие политической идеологии и политического действия (на примере индийского национально-освободительного движения). № 5.
Силина Л.В. М.А. Суслов и его политическое окружение в мемуарах современников и исторических исследованиях. № 10.
Скорик А.П., Панкова-Козочкина Т.В. Казачьи заговоры и гадания. № 4.
Хут Л.Р. Личность в истории: «вожди масс» в эпоху Нового времени. № 2.
Чедурова Е.М. Становление кооперации в Российской империи. № 1.
Среди книг и журналов
Кто и как должен писать учебники по местной истории? (Размышления над пособиями по истории Химок и Клина). № 4.
Муромцева О.В. Соцреализм: инвентаризация архива. № 5.
О.Ю. Стрелова, В.А. Шестаков, Е.Е. Вяземский. История России ХХ – начала XXI века. Хрестоматия-практикум. № 3.
Освещение общей истории России и постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств. № 2.
Порнография в школе (рецензии на книги В.Б. Миронова). № 10.
Сахалинская история глазами автора школьных учебников истории. № 10.
Учебно-методический комплекс «История Астраханского края»: единство в многообразии. № 7.
Фундаментальная биография пророка Мухаммеда. № 9.
Фундаментальный труд по общественной мысли Русского зарубежья. № 1.
Ярошенко А.Ф. Грустные размышления над книгой по истории образования в одном отдельно взятом районе… № 1.
ПИШ-информбюро
Аннотации. № 1–10.
Вести из Польши. № 1.
Выдающийся организатор российского образования (К 100-летию со дня рождения М.А. Прокофьева). № 10.
Евгению Евгеньевичу Вяземскому – 60 лет. № 9.
Итоги XV научно-практической конференции Международной ассоциации «Развивающее обучение». № 2.
Новости науки. № 2, 4–10.
Новые книги. № 1, 3.
Положение о конкурсе «Современный мультимедийный урок». № 4.
Указатель статей, опубликованных в журнале в 2009 г. № 1.
Указатель статей, опубликованных в журнале в 2010 г. № 10.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.