Зарубежный опыт
Значимые особенности системы школьного образования в США. Первое, на что обращаешь внимание при знакомстве с американской государственной системой школьного образования и воспитания – строгое деление американских школ на три категории: начальная школа (Elementary School, I–IV кл.), школа средней ступени (Middle School, V–VIII кл.) и старшая школа (High School, IX–XII кл.). Все эти ступени предусматривают отдельную организационную и материально-ресурсную базу, то есть отдельные здания, стадионы, библиотеки, центры художественного творчества, отдельную администрацию и преподавательский состав.
Кроме государственных школ, система образования включает в себя сеть церковных и частных учебных заведений, в которых обучается около 14 % всех школьников. Церковные школы содержатся религиозными организациями, и вся учебно-воспитательная работа в них пронизана религиозным духом. За последнее время число церковных школ заметно возросло.
В США имеется три тысячи пpивилегиpованных частных школ, которые содержатся за счет взносов частных лиц и взимания платы за обучение. Платить немалые (более 2 тыс. долл. в год) деньги за обучение в течение 8–10 лет могут позволить себе только состоятельные люди.
Практически 99 % детей поступают в школу (с 6 до 13 лет), 94 % из них продолжают обучение до 17 лет. 29 % юношей и девушек в возрасте от 18 до 24 лет становятся студентами колледжей и университетов.
В современных американских школах развита система грантовой поддержки системы образования государством, коммерческими и некоммерческими организациями. Государство финансирует особо интересные, важные с государственной точки зрения направления и реализующие их школы. Так, например в средней и старшей школах чрезвычайно популярны образовательные направления «Наука», «Искусство», «Социальный менеджмент». Каждая школа может рассчитывать на грантовую поддержку при условии участия в конкурсах различного уровня и наличии заявок на актуальные и интересные проекты.
Организация учебно-воспитательного процесса. Возможность выбора учеником учебных дисциплин в рамках определенных направлений в средней и старшей школе – несомненный плюс американской образовательной системы. Это позволяет реализовать индивидуальный подход. На первых порах осуществить выбор помогают школьные педагоги, а в старших классах учащиеся получают в этом отношении большую самостоятельность. Разумеется, участие в выборе дисциплин на каждый следующий учебный год принимают и родители. Рамки выбора определяются, с одной стороны, интересами, склонностями и способностями ученика, и, с другой, требованием обязательного количества дисциплин по каждой категории для окончания школы и поступления в колледж или университет. Такая система формирует чувство свободы уже в раннем возрасте и заставляет ученика изучать выбранную им дисциплину более осознанно. Однако учебный план, особенно в старших классах, составлен таким образом, что прохождение некоторых курсов возможно только в определенном порядке в зависимости от степени их сложности.
Поскольку система ориентирована в большей степени на индивидуальность, а не на коллектив, то и классные коллективы при такой системе вообще отсутствуют ввиду самостоятельной регистрации учащихся на разные учебные дисциплины. Каждый новый предмет изучается, как правило, в новом составе учащихся. При этом собственно классное руководство объективно отсутствует, так как нет постоянных учебных групп.
Тем не менее воспитательная работа является важным элементом образования в США. В крупных школах существуют своего рода деканаты параллелей классов, например, администрация IX класса, которые занимаются и учебной, и воспитательной работой. Также во всех школах существуют должности воспитателей разного уровня и назначения, широко распространена внеклассная работа в кружках, спортивных секциях, клубах по интересам. При этом явно прослеживается стремление работников школ максимально загрузить учащихся в течение дня, и не столько домашними заданиями, которых, в общем, не столь уж и много, сколько различными воспитательными, социальными, познавательными, развлекательными и оздоровительными мероприятиями.
Администрация строго следит за соблюдением учащимися школьного распорядка, включая ограничение перемещений по школе и запрет покидать территорию школы во время уроков. Не только в здании школы, но и на прилегающей территории запрещено курение, не говоря уже об употреблении алкоголя. Мало того, школьников могут подвергнуть административному взысканию, если их застанут курящими на улице даже за пределами школы. А продавцы, продавшие лицам до 21 года спиртное или даже пиво, подвергаются уголовной ответственности. В младшей школе ученик во время урока может выходить за пределы класса только под присмотром специального педагога.
Разумеется, благополучие школ в Америке сильно зависит от районов, в которых они расположены, и для американцев, имеющих детей, проблема выбора нового места жилья нередко прямо связана с благополучностью школы в этом районе. Следует заметить, что детей, проживающих на определенном расстоянии от школы, к месту учебы привозит специальный школьный автобус.
Учебные занятия в американских школах лишены той интеллектуальной напряженности, которая характерна для российских учебных заведений. Учебный процесс чаще всего организован таким образом, что учащиеся являются не пассивными слушателями объяснений учителя, а активными участниками процесса обучения. Это достигается либо за счет диалога с учителем и постоянного «провоцирования» педагогом вопросов со стороны учеников, либо путем организации работы учащихся в малых группах и выполнения ими творческих заданий. Во время урока учащиеся могут относительно свободно перемещаться по классной комнате, пользоваться различными офисными принадлежностями (дыроколы, скреперы, карандашные точилки и т. п.), а также использовать компьютеры, подключенные к локальной школьной сети или к Интернету.
Перемещаясь по школе, дети не носят с собой портфелей. Каждый ученик имеет свой шкафчик (locker) с индивидуальным замком, и в этом шкафчике хранятся и верхняя одежда, и форма для физкультуры, и портфель с учебниками и тетрадями. Поэтому перемену американские школьники используют в основном для того, чтобы подойти к своему шкафчику и взять из него все необходимое к следующему уроку. Следует заметить, что школьные тетради как таковые в американских школах отсутствуют, и вместо них используются папки с разделителями по отдельным предметам.
Домашние задания в американских школах в основном носят творческий и проблемный характер, то есть требуется не просто заучить тот или иной параграф, а ответить на вопросы или разрешить проблемную ситуацию. При этом в расписании предусмотрены самостоятельные занятия, на которых школьники выполняют часть домашних заданий.
Несомненно, положительной чертой американских школ является стремление стимулировать учащихся к получению знаний и хорошей успеваемости. Этому способствуют и разнообразные рейтинги, и пропаганда возможностей продолжения образования, и даже благодарственные письма родителям.
Большую роль в воспитательной работе в школе играют разные экскурсии. Американские музеи имеют множество экспонатов, рассчитанных специально на детей, а в лучших музеях находятся компьютеры с открытым доступом, на которых доступны познавательные интерактивные игры, викторины и тесты, вызывающие у детей живой интерес.
Гражданское воспитание. Реализуя принцип общественной направленности воспитания, зарубежные коллеги добиваются практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками. При этом они избегают лозунговой педагогики, многословия, поскольку воспитание осуществляется примером, и, прежде всего, в процессе полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и общения.
Один из эффективных путей реализации идей и концепций гражданского воспитания – введение специальных школьных предметов и наполнение соответствующим содержанием других школьных дисциплин. Таковы, например, мини-курсы продолжительностью от двух недель до нескольких месяцев «Отношения между странами», «Социальные проблемы» и т. п. Видными специалистами разработаны учебные пособия «Закон и американское общество» (для IX–XI кл.), «Выдающиеся процессы Верховного суда» (для VII–VIII кл.), «Важнейшие статьи Конституции» (для XI кл.) и многие другие. Издаются тематические серии, состоящие из нескольких учебников: «Закон и город», «Землевладелец и арендатор», «Закон и потребитель», «Бедность и процветание», «Преступление и правосудие» и т. д.
В американской школе очень многое делается для формирования привлекательного образа общества и государства, воспитания положительного отношения к его идеалам и ценностям. В общественные процессы каждый человек включается раннего детства. Поэтому и гражданское воспитание начинается в очень юном возрасте. Чувство социальной ответственности формируется несколько позже – в школе второй ступени. На всех этапах формирования социальных качеств преподаватели заботятся о соответствии преподносимых знаний возрасту и развитию учеников. Уже в школе первой ступени дети усваивают такие понятия, как «конституция», «власть», «авторитет», «закон», «ответственность», «правительство» и др., если их формирование осуществляется на конкретных примерах, тут же подтверждается практикой и закрепляется. Школы второй и третьей ступени закрепляют, развивают необходимые знания, воспитывают убеждения, формируют гражданские качества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам.
В штате Южная Каролина (столица – г. Колумбия), все обозначенные выше подходы и принципы реализуются, на наш взгляд, достаточно эффективно. Позволим себе привести некоторые конкретные приемы и методы гражданского воспитания, которые мы имели возможность непосредственно наблюдать.
Уже с 5 лет в учебных группах проводят выборы лидера. Малыши активно разворачивают предвыборную кампанию, рисуют листовки, агитируют за себя и своих кандидатов и с гордостью вспоминают, с каким количеством голосов они победили и кто их избиратели. Все это сохраняется и на более поздних ступенях.
Само образовательное пространство, например, той начальной школы, которую мы посетили, организовано весьма необычно. При демократичном минималистском стиле школа концептуально представляет собой пространство города, и организована она как город. Коридоры – улицы, снизу роспись «под траву» с разноцветными бабочками, стрекозами, цветами, сверху на стенах – таблички с названиями улиц. И названия, разумеется, не случайные. Улицы названы теми ценностями, которые воспитываются у детей: улица Честности, улица Справедливости, улица Чести и др. В школе есть мэрия, библиотека, парк и вообще все, что может быть в настоящем городе. Улицы, где расположены классные кабинеты, украшены продуктами детского творчества – у каждого класса есть свой стенд, специально для этого предназначенный.
Атрибутика и символика американской государственности представлены в школе очень широко. Особенно трогательным был сделанный школьниками во всю стену, от пола до потолка, американский государственный флаг. Он был вырезан и сконструирован как мозаика из детских разноцветных ладошек в соответствии с цветами флага. Иначе говоря, каждый младший школьник положил на листок бумаги свою ладошку, обвел ее карандашом, вырезал и, самое главное, написал на ней, что он может сделать для своей страны прямо сейчас. Из множества таких ладошек и сложился флаг на школьной стене.
Очень ценным является воспитание заботы о ближнем в конкретных жизненных ситуациях. Так, на многих кабинетах начальной школы висят таблички с надписью: «В нашем классе есть дети, которым нельзя арахис (или что-либо другое)». Детям объясняют, что не надо приносить продукты, содержащие арахис, чтобы не провоцировать тех, кому нельзя этот продукт. Также в начальной школе регулярно проводятся выставки, фестивали под девизом «Что я могу сделать… для моей мамы, семьи, класса, школы, города, штата, страны».
В средней школе работа по воспитанию активной гражданской позиции также имеет много разных форм. Например, руководитель отдела социальных проектов департамента по образованию одного из школьных округов рассказала нам о проекте, реализованном ребятами из средней школы Home Works. Цель проекта: осуществить ремонт домов пожилых людей, увеличить взаимопонимание между подростками и пожилыми людьми. Для реализации проекта была проведена большая подготовительная работа. Сначала ребята собирали статистику о наличии возрастной дискриминации, потом было проведено исследование по теме «Депрессия у пожилых людей». Следующим шагом стало проведение исследования вариантов решения проблемы в Южной Корее в сравнении с подходами в США. Школьники брали уроки по ремонту и строительству домов и собирали для ремонта не только денежные средства, но и строительные материалы.
В старшей школе уже работает орган самоуправления, который координирует работу волонтеров в социальной сфере. Например, в Richland Northeast High School есть Молодежный совет, который сотрудничает с Красным крестом, Департаментом полиции, колледжем. Совместно с Красным крестом школьники собирают продукты для малоимущих семей, которые раздают потом в течение года. Еще одна совместная акция – открытки к Дню Благодарения. Учащиеся собирают деньги, покупают, подписывают и вручают открытки с благодарностью волонтерам и жертвователям за помощь, оказанную во время акций. Периодически проводится продажа попкорна и конфет для сбора средств на те или иные цели.
В феврале 2010 г., через несколько месяцев после посещения Соединенных Штатов, участники нашей делегации, знакомившиеся с системой образования в США, получили письмо из Фонда мира: «Может быть, Вы помните директора школы Ральфа Шмидта… Он обещал отрезать усы, как только ученики соберут $ 15 000 на лагерь для детей, которые больны раком. В конце концов они собрали $ 22 000, и он отрезал усы. Интересно, что до этого он не отрезал свои усы с 1975 г. Это великолепный пример того, как ученики, занимающиеся социальными вопросами, и сами производят изменения в обществе».
Гражданское воспитание школьников – едва ли не самая актуальная проблема любого государства. Привлекательный образ будущей России, формирование гражданской идентичности личности, осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, формирование национальной системы позитивных ценностей и идеологии патриотизма, основанного на признании этнокультурного многообразия российского общества важнейшим национальным достоянием России – все это часть национальных задач гражданского образования в Российской Федерации. И изучение позитивного зарубежного опыта может оказать в решении этих задач большую поддержку.
Ключевые слова: зарубежный опыт, воспитание.
Keywords: foreign experience, upbringing.
_____________________
Елена Владимировна Киприянова – доктор педагогических наук, профессор кафедры общественных наук Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО).
E-mail: dialanaa@mail.ru
Спасибо огромное за статью: интересно и познавательно!